c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_zastavki_fedsobr.jpg14 июня в обеих палатах Федерального Собрания прошли заседания советов по культуре.

Одной из главных тем обсуждения парламентарии и эксперты, не сговариваясь, сделали разработку нового закона о культуре. Необходимость его принятия подчеркнули большинство выступавших.

"В России сегодня нет современного закона о культуре. Минкультуры должно начать обсуждение проекта такого закона", -заявил спикер Госдумы Сергей Нарышкин.

"Закон о культуре был принят в 1992 году, еще до того момента, когда была принята Конституция. С этого периода Госдума приняла множество федеральных законов, но в сфере культуры остается действовать один базовый закон", -пояснил глава Комитета ГД по культуре Станислав Говорухин.

Он также добавил, что принятию нового закона мешает отсутствие "согласованной позиции Правительства". Напомним, в данный момент действуют "Основы законодательства о культуре", принятые еще Верховным Советом.

Спецпредставитель Президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой считает, что в новом законе должны быть реализованы право граждан на свободный доступ к культуре и право на творчество.

А спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко указала на региональный аспект проблемы. По ее мнению, в новом законе "преодоление региональных диспропорций в развитии культуры должно быть не просто упомянуто, а доведено до формулирования инструментов практического решения".

Нужен ли России новый закон о культуре? Какие новые положения должны быть отражены в этом документе? С такими вопросами корреспонденты Regions.Ru обратились к представителям верхней и нижней палат Парламента.

Екатерина Лахова, Заместитель председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций. Член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
-На мой взгляд, прежде всего, нам необходима государственная программа по модернизации, развитию и поддержке культуры, которая носила бы долгосрочный стратегический характер и предусматривала целевое финансирование всех основных направлений государственной культурной политики. Насколько мне известно, Комитет Госдумы по культуре как раз формирует сегодня разносторонний экспертный совет, который смог бы определить комплекс мер по развитию нашей культуры на много лет вперед.

Считаю, что первоочередного внимания со стороны государства заслуживает ситуация с нашим культурным наследием. По всей России можно встретить немало памятников культуры, находящихся в плачевном состоянии, неимеющих даже регистрационного номера. По-прежнему остаются нерешенными многие вопросы по поводу того, какие памятники относятся к федеральной собственности, а какие–к субъектам РФ.

Значительное место в этой программе, естественно, должно быть отведено вопросам влияния культуры на нравственное и духовное воспитания детей и молодежи. Непосредственным образом с культурной жизнью страны связана и сфера развития внутреннего туризма. В свое время я была удивлена, узнав, что «Золотое кольцо», как туристический проект, появилось к Олимпиаде-80.

Думаю, что и на сегодняшний день у нас остается немало интересных туристических маршрутов, развитие которых не только обогатило бы российскую культуру, но и принесло значительные дополнительные средства в бюджет.
Я не исключаю, что параллельно с государственной программой может быть разработан и новый федеральный закон о культуре. Хотя у нас и сейчас существует ряд неплохих законов, направленных на решение вопросов культурной политики.

Олег Куликов, Заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья. Член фракции «Коммунистическая партия Российской Федерации»
-Сама по себе культура–явление настолько разностороннее и многоплановое, что охватить все ее аспекты в одном законе, пусть даже базовом, вряд ли удастся. С вопросами культуры мы постоянно встречаемся во многих жизненных областях, в человеческих отношениях, в отношениях государства и общества. Поэтому для реализации новых подходов к этим вопросам следует принять скорее целый свод законов о культуре.

И, в первую очередь, они должны касаться образования, воспитания и сферы деятельности СМИ–именно эти вещи формируют культурный уровень и состояние современного общества. В частности, нужно разобраться, наконец, с вопросом о создании на телевидении художественно-эстетических советов, поскольку уже не приходится рассчитывать на внутреннюю цензуру руководства наших каналов, все больше ориентированного на коммерческих успех своих программ.

Необходимо расширить и конкретизировать понятие «культурное наследие», которое до сих пор толкуется излишне декларативно. Большинство объектов культуры в стране могут нормально существовать и развиваться только благодаря финансовой поддержке со стороны государства. Между тем, многие российские музеи влачат сегодня жалкое существование. Нужно также определиться по вопросу взаимоотношений музеев и других культурных объектов с Церковью, которые осложнились после принятия известного закона о возвращении Церкви культурных ценностей религиозного назначения. Кстати, пока сложно сказать, на что сейчас опирается российская культура, носит ли она светский или больше религиозный характер.

Меня радует усиление внимания общества к судьбе российской культуры. А вот по новому Министру культуры возникли серьезные сомнения. Особенно после того, как он решил начать свою деятельность с возвращения к вопросу о захоронении тела Ленина. Думаю, это не тот вопрос, который можно отнести к первоочередным задачам Министра культуры. К тому же, по христианским канонам тело Ленина можно считать захороненным, поскольку находится оно ниже поверхности земли.

Борис Резник, член Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции. Член фракции "Единая Россия".
-Стоит признать, что культура в стране находится в упадке, особенно в провинции, где многие библиотеки, дома культуры и клубы пребывают буквально в нищенском состоянии. Целый ряд направлений финансируется здесь, как и прежде, по остаточному принципу. Поэтому новый закон о культуре, где были бы отражены основные приоритеты государственной культурной политики, нам необходим. И тема эта далеко не новая: вопрос о таком законе неоднократно ставил Иосиф Кобзон, будучи председателем думского Комитета по культуре.

Думаю, что одной из главных составляющих этого закона должны быть вопросы культурного просвещения детей и молодежи. Для этого необходимо развивать те же библиотечные сети с тем, чтобы они бы укомплектованы не только классической литературой, но и широким набором книг по искусству, истории, книжными сериями по различным областям знаний. Но даже самые оснащенные библиотеки не могут отвечать всем культурно-познавательным запросам современного человека. Поэтому нужно стремиться к повсеместной интернетизации, вплоть до самых маленьких селений.

Следует также сделать широко доступной всю музейную сферу. Считаю, что у государства есть для этого возможности. Музеи–это такие места, где коммерция и рыночные подходы неуместны, за исключением каких-то отдельных частных проектов.

Хусейн Чеченов, экс-глава Комитета СФ по образованию и науке, представлявший в свое время в СФ правительство Кабардино-Балкарской республики
-Думаю, Россия нуждается в новом законе о культуре. Мы очень часто латаем тот или иной законодательный акт, постоянно внося какие-то изменения и дополнения, в результате чего, закон становится нагромождением изменений, что не может быть лучшим вариантом.

Я уверен также в том, что закон о культуре должен быть базовым для государства, поскольку любой вид деятельности должен сопровождаться культурными компонентами. Уход же от культуры, ее игнорирование–это путь к развалу государства, поэтому государство обязано поддерживать культуру как одну из форм существования общества. Для этого в новом законе в обязательном порядке должны найти отражение финансовые гарантии государства всем уровням учреждений культуры, начиная от хуторского дома культуры, а также всем деятелям и работникам этой области.

Кроме того, новый документ должен быть нацелен на поддержку народного творчества, всего российского культурного многоцветья, школьных уроков музыки, изобразительного искусства. И, наконец, он должен поставить запрет на пропаганду низкопробной масскультуры, засилье которой чрезвычайно опасно для духовного развития общества.

Валерий Сударенков, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике
-Я не вижу уж такой необходимости в разработке нового закона о культуре. Культура–это слишком устойчивое философское понятие, чтобы в этой области что-то изменилось за последние 20 лет со дня принятия действующего сегодня документа. Да и прошлый закон никто не критиковал. Наоборот, он всеми отмечался как позитивный. Пожалуй, единственный его дефект заключался в его нереализации: так и не появилось политики в области развития культуры, не подводилось никаких ежегодных итогов, не было достаточного финансирования данной отрасли.

С другой стороны, раз уже поставлена задача по подготовке нового закона, раз действующий закон оказался выхолощен вступившими в силу 87 и 122 законами, то, наверное, новая редакция, действительно, необходима, но в ее подготовке активное участие должны принимать представители культурной общественности.
В силу объективных обстоятельств мне не довелось участвовать в заседании парламентских советов по культуре. Но я смотрел итоговые документы, и, к сожалению, никакой конкретики в них не увидел.

Между тем, мне кажется, что в новой редакции закона должны найти отражение вопросы доступности сферы культуры, налоговые темы, в частности, хорошо бы прописать о налоговых послаблениях для предприятий, работающих в области культуры, и т.д.

Вообще, на первый взгляд, закон о культуре очень простой. Но, на самом деле, он является одним из важнейших законодательных актов, не менее важным, чем, к примеру, Гражданский кодекс.

Regions.ru