c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_obsh.jpg22 июня в Государственном Собрании-Эл Курултай под председательством Заместителя Председателя ГС-ЭК РА, председателя Комитета по бюджету и налоговой политике Татьяны Гигель состоялось заседание «круглого стола» по теме: «Налоговые льготы: анализ практики и применения и методика оценки эффективности действия».

Участники совещания отметили, что налоговые льготы и дифференцированные ставки по налогам являются важным инструментом налоговой политики государства. Их цель состоит в стимулировании роста налогооблагаемой базы, обеспечении прироста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

В этот день в Малом парламентском зале собрались депутаты, представители исполнительной власти, представители территориальных органов государственной власти в Республике Алтай, местного самоуправления, предпринимательского и ученого сообщества.

Участников «круглого стола» приветствовал спикер Иван Белеков. Он отметил, что сегодняшний разговор имеет для парламентариев принципиальное значение. Законодательная основа для проведения налоговой политике в республики на сегодняшний день сформирована. В то же время, налоговая политика в условиях меняющегося рынка требует гибкого законодательного регулирования. Депутатами c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_gigr.jpgРеспублики Алтай уже немало сделано в части инвестиционной и социальной направленности налогового регулирования.

Спикер заметил, что в свое время в Республике Алтай впервые была апробирована модель эколого-экономического региона. Это позволило в 90-е годы относительно безбедно пройти этот непростой период, характерный нестабильностью в экономической и социальной сфере страны. Этот опыт с учетом новых реалий нам надо применить.

Иван Белеков также обратил внимание участников круглого стола, что в своем докладе на Петербургском экономическом форуме Президент РФ В.Путин как раз сделал акценты на необходимость создания «не просто благоприятного, а в полном смысле лучшего, конкурентного инвестиционного климата», что напрямую связано с режимом налогового регулирования в регионах. Спикер выразил надежду, что участники совещания составят плодотворный и результативный разговор.

С основным докладом по обсуждаемому вопросу выступила Татьяна Гигель. Вице-спикер считает, что в настоящее время развитие российской налоговой системы в целом подошло к такому этапу, когда надо остановиться и оценить, все ли льготы по налогам и сборам эффективны? Если нет–отказаться от них и двигаться дальше. В этом смысле депутат целиком поддерживает сказанные Президентом страны в Бюджетном послании на 2012-2014 годы слова о том, что «требуется приступить к инвентаризации установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам и оценке их эффективности.

Речь идет в первую очередь, о льготах по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Возможная отмена таких льгот–это не только справедливое распределение собственных c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_ekl.jpgналоговых доходов между субъектами и муниципальными образованиями, но и повышение их ответственности за принимаемые решения».

Как известно, Президент также подчеркнул, что «наряду с настоятельной необходимостью, с одной стороны, в систематизации действующих льгот и их оценке на предмет согласованности и проблем администрирования, а с другой-в выявлении тех налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций».

В ходе «круглого стола» также выступили: Заместитель министра финансов РА Надежда Табаева, судья арбитражного суда РА Лариса Кулакова, Руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай Александр Закутин, председатель Совета депутатов МО «Чемальский район» Вера Дуплинская, Заместитель Министра туризма и предпринимательства РА Анатолий Тодошев, председатель Совета некоммерческого партнерства «Объединение предпринимателей Республики Алтай» Михаил Еграшев, заведующий кафедрой экономического факультета Горно-Алтайского государcтвенного университета Евгений Шваков, председатель комитета по социальной защите и охране здоровья населения Алена Казанцева.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_kirkaz.jpgВ ходе обмена информацией отмечалось, что налоговые льготы и дифференцированные ставки по налогам в республике отрегулированы Законом Республики Алтай от 29 июня 2006 года №47-РЗ «О порядке принятия решения об установлении налоговых льгот или их отмене в Республике Алтай».

Налоговые льготы и налоговые ставки, которые установлены законами Республики Алтай и правовыми актами муниципальных образований, имеют различную целевую направленность. Снижение ставки по налогу на прибыль, а также освобождение от налога на имущество предоставлены организациям, реализующим крупные инвестиционные проекты (создание инфраструктуры особой экономической зоны туристко-рекреационного типа), а также предпринимателям участвующим в решении приоритетных для республики задач (аэропортовая деятельность, газификация региона). Цель этих льгот состоит в стимулировании роста налогооблагаемой базы, обеспечении в перспективе прироста налоговых поступлений в бюджеты.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_dupl.jpgБольшая группа льгот, а именно освобождение от уплаты транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц либо снижение ставок этих налогов, носят социальный характер и направлены на поддержку граждан с невысокими доходами. Так, налог не взимается с пенсий, стипендий, сумм материальной помощи, доходов детей-сирот, средств материнского капитала, государственных пособий и компенсационных выплат. Широко используются имущественные и социальные вычеты, позволяющие уменьшать налогооблагаемую базу на суммы расходов, затраченных налогоплательщиками на цели образования, лечения, приобретения недвижимости, строительство индивидуального жилья.

Льготы, которыми пользуются учреждения, органы государственной власти республики и муниципальных образований, финансируемые из республиканского или местного бюджета, установлены в целях устранения встречных финансовых потоков и рационального использования бюджетных средств. Они касаются освобождения или снижения ставки по транспортному и земельному налогу и налога на имущество организаций. При этом оценка эффективности налоговой льготы и дифференцированных налоговых ставок является важным и необходимым моментом при введении новой льготы или проведении инвентаризации действующих льгот. c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_meropriyatiya_kruglyestoly_22.06.12_tod.jpgНеобходимо четко представлять цели, которые требуются достичь при применении той или иной льготы, а также последствия для бюджета и экономики на региональном и местном уровнях.

Кроме того, в Республике Алтай постановлением Правительства Республики Алтай от 30 июня 2006 года №158 утвержден порядок оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, призванный оценивать бюджетную, экономическую и социальную эффективность налоговых льгот. В настоящее время работа по анализу эффективности применения льгот по налогам в республике ведется только по транспортному налогу, рассчитывающая лишь бюджетную эффективность, то есть его стоимостное выражение.

Из анализа имеющихся материалов потери республиканского и местных бюджетов от предоставленных налоговых льгот, установленных законами Республики Алтай и актами органов местного самоуправления, за 2009 год составили 280,4млн.руб., наибольший удельный вес занимает налог на имущество организаций–230,3млн.руб. и налог на прибыль–23,1млн.руб.

Льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральным законодательством составили 139,8млн.руб., в т.ч. налог на имущество организаций составил 186,4млн.руб. или 96%. При этом отсутствует механизм компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от предоставления налоговых льгот, установленных законодательством Российской Федерации и налогах и сборах.

Президент Российской Федерации в бюджетном послании на 2012-2014 годы в части основных направлений налоговой политики и формировании доходов бюджетной системы перед органами власти поставил задачу проинвентаризировать установленные федеральным законодательством льготы по региональным и местным налогам и оценки их эффективности.

Речь идет, в первую очередь, о льготах по налогу на имущество организаций и поземельному налогу. Возможная отмена–это не только переход к более справедливому способу распределения собственных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, но и способ повышения ответственности за принимаемые ими решения.

С учетом состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» поручили организаторам совещания подготовить рекомендации, в которых отразить необходимость продолжения работы по действенной оценке эффективности налоговых льгот.

Со своей стороны депутаты считают необходимым обратиться в федеральные органы власти с целью разработки и утверждения на федеральном уровне единой методики (единого стандарта) оценки бюджетной и социально-экономической эффективности действия установленных и вновь вводимых налоговых льгот, а также вернуться к норме Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей виды налоговых льгот, в том числе к прямым инвестиционным льготам. Приравнять изъятия из объектов налогообложения и снижение ставки к налоговым льготам.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)