c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_deputaty_tangir.jpgС 1 января в нашей стране введены законодательные ограничения по продаже любого алкоголя, включая пиво, крепостью более 0,5%.

Своим мнением по данному законопроекту делится вице-спикер республиканского Парламента, председатель Комитета по бюджету и налоговой политике Т.А.Гигель.

-Татьяна Анатольевна, как вы оцениваете этот документ в целом?

-К оценке этого закона я подхожу, прежде всего, с позиций женщины и матери. А здесь, как говорится, комментарии излишни.

Сколько лет этот вопрос стоял открытым  и вот, наконец-то, он с мертвой точки сдвинут. Так что, в моем понятии, это безусловная победа. И чего скрывать-непростая. Надеюсь, что в этом есть, пусть и очень скромная, доля участия  нашего парламента. Где-то года четыре назад фракция «Единая Россия» подготовила и направила в Государственную Думу обращение по этой злободневной проблеме–ввести ограничения на продажу спиртосодержащей продукции.

Данное заявление основывалось на наших собственных наблюдениях, а также на обращении РОО «Женщины Алтай–Алтайдын Эпшилеры». Ведь все мы стали свидетелями, как в 1995 году был принят ФЗ «О государственном регулировании  производства  и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», который исключал пиво из списка алкогольных напитков.

Но это еще не все. Пивному сообществу удалось пойти дальше и освободить свою продукцию от ограничений, накладываемых законом ФЗ «Об обороте этилового спирта» в части производства и продажи пива. Данная отрасль была освобождена от лицензирования. На нее перестали распространяться запреты на рекламу на телевидении и радио, а акцизы на крепкое пиво (более 9%) оказались в 20 раз меньше акцизов на другой алкоголь соответствующей крепости. И, к тому же, пиво, не отнесенное к разряду алкогольных напитков, получило право продаваться не только в больших магазинах, но и ларьках и палатках. Говоря сегодняшним языком, пивоваренные компании стали вести, более, чем  агрессивно на нашем торговом рынке.

-Но Татьяна Анатольевна, вопрос встречный напрашивается сам собой: куда смотрели депутаты, открывая шлюз «пивному алкоголизму», где была их депутатская ответственность?
-За депутатов Государственной Думы РФ первого и второго созывов, которые принимали данные законы, я ответить не могу. Но своими размышлениями, думаю, стоит поделиться. Понимаете, на момент принятия данного закона, а это 1995 год, невозможно было представить, какие негативные последствия принесет этот, вроде бы, безобидный напиток, которым баловались единицы. Да и большинство нашего населения лояльно относилось к пиву, не считая ее  алкоголем.

В процентном отношении им злоупотребляли единицы. А вот когда оно хлынуло на рынок безудержно, да еще и превратившись из хорошего напитка, извините, в пойло, то тут уже пришлось задуматься многим. Но законы-то уже  работали, и на окрепшее на многомиллионных доходах пивное  сообщество стало очень сложно влиять.

-Да уж, сегодня даже страшно читать статистические данные, оказывается, потребление пива в России составляет 80 литров в год на человека. Хотя, что там статистика. Видеть молодых людей с пивом в руках–норма сегодняшнего дня.
-Кстати, в 1995 году эта цифра была в разы меньше—где-то 15 литров в год. Этот факт, а также действительность, с которой мы столкнулись, когда все чаще врачи-наркологи заявляют, что «пивной алкоголизм» среди женщин, подростков растет в геометрической прогрессии, лишь подтверждает мои умозаключения, что депутаты даже не могли предположить, какого страшного Джина они выпускают из бутылки.

Да чего там много говорить, если на сегодня  возраст начала употребления этого напитка у нас снизился к 10-12 годам. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, если потребление чистого алкоголя на душу населения превышает 8 литров в год, то это угрожает здоровью нации, и каждый добавочный литр сверх определенного предела уносит 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца у женщин. В России же ежегодное потребление алкоголя составляет 18 литров чистого спирта, причем рост потребления идет за счет потребления пива.

-Татьяна Анатольевна, читателям будет интересно узнать, какие конкретные ограничения вписаны в  новый законопроект?
-Прежде всего, хочу сказать, что принятый закон предусматривает современные и довольно жесткие лицензионные требования. Так, вводится общефедеральное ограничение продажи спиртных напитков крепостью более 5% с 23 до 8 утра по местному времени. При этом регионам дается возможность устанавливать и собственные ограничения.

Сокращается число торговых точек, реализующих алкоголь населению. Поправками второго чтения запрет устанавливается на продажу алкогольной продукции: на остановках городского транспорта (в т.ч. на станциях метрополитена), на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, на автозаправочных станциях, объектах военного назначения, иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников опасности, в нестандартных торговых объектах.

Расширен перечень мест, где нельзя употреблять алкогольные напитки—это дворы, подъезды, лестницы, лестничные площадки, лифты жилых домов, детские площадки, зоны отдыха.

И что еще немаловажно: законом вводится запрет рекламы алкоголя на всех видах транспорта. Реклама алкоголя крепостью более 5% разрешается только в специализированных изданиях и торговых залах, специализирующихся на их продаже.

Депутатами также рассмотрен и принят во втором чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции и пива».

-А каковы будут карательные санкции по отношению к продавцам и владельцам торговых точек, нарушающих данный закон?
-На продавца накладывается штраф в размере пяти тысяч рублей, а на владельца розничной торговли—200тыс.руб. Исходя из жизненного опыта, я поддерживаю мнение некоторых депутатов, которые считают, что в данную статью необходимо внести более жесткие поправки.

Как говорится, к гадалке не ходи, и так ясно, что нарушения закона по продаже пивом в торговых точках его владельцы постараются списать на нерадивость своих продавцов. И все «законодательные шишки» полетят не во владельца торговой точки, а стрелочника-продавца. А что такое для ночного торговца пивом заплатить эпизодически пять тысяч рублей–так, «мелкая неприятность». Ведь она ни в какое сравнение не идет с получаемой прибылью. Так что, будет правильно увеличить штрафные санкции и для продавцов, доведя штраф, к примеру, до 30тыс.руб.

Думаю, что в ходе реализации данного закона появится еще немало поправок.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)