c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_deputaty_gnalog.jpgНедавно в республиканском Парламенте прошел круглый стол, на котором главным был обозначен вопрос применения налоговых льгот в Республике Алтай.

С чем связано такое пристальное внимание к этой теме? На этот и другие вопросы отвечает Заместитель Председателя Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, председатель Комитета по бюджету и налоговой политике Татьяна Анатольевна Гигель.

-Мы не случайно решили провести в Парламенте круглый стол на эту тему, пригласив поучаствовать в обсуждении вопроса представителей заинтересованных ведомств и органов власти. А некоторых даже попросили выступить с докладами, обменяться своим видением проблемы.

Понимаете, использование налоговых льгот-один из наиболее спорных вопросов применения российского налогового права. Это подтверждается наличием большого числа связанных с ним судебных разбирательств между налогоплательщиками и налоговыми органами. А объясняется это тем, что налоговые льготы представляют собой основной канал законной оптимизации уплаты налогов и сборов.

Судебная практика Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ свидетельствуют о необходимости дальнейшей корректировки и развития законодательства о налоговых льготах, в т.ч. по таким понятийным категориям, как «налоговая ставка» и «налоговая льгота».

Сейчас развитие российской налоговой системы в целом подошло к такому этапу, когда надо остановиться и оценить, а все ли льготы по налогам и сборам эффективны? Если нет–отказаться от них и двигаться дальше.

Об этом свою четкую позицию высказал Президент страны в своем Бюджетном послании о бюджетной политике на 2012-2014 годы. В частности, он подчеркнул, что «требуется приступить к инвентаризации установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам и оценке их эффективности. Речь идет в первую очередь, о льготах по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Возможная отмена таких льгот–это не только справедливое распределение собственных налоговых доходов между субъектами и муниципальными образованиями, но и  повышение их ответственности за принимаемые решения».

Именно в этом ключе мы и намеревались на круглом столе проанализировать  нашу законодательную и нормативно-правовую базу в области налоговой политики.

-Татьяна Анатольевна,  ни  для кого не секрет, что инвестор придет только в привлекательный, скажем так, для него регион. И это, в первую очередь, должны быть налоговые послабления. Такая возможность в нашей республике имеется?
-Возможность предоставления налоговых льгот предусмотрена федеральным законодательством. Освобождать от налога можно налогоплательщиков транспортного налога. Субъект также имеет право снижать ставку и освобождать от уплаты налога плательщиков налога на имущество организаций, а также понижать ставку на 4,5 процентных пункта (с 8 до 13,5%%) по налогу на прибыль организаций.

Но этих налоговых льгот явно недостаточно для привлечения крупных частных инвесторов, тем более если учесть, что во всех субъектах Российской Федерации льготы аналогичны. Поэтому на первое место вступают другие меры стимулирования: это, прежде всего, земля и административные особенности сопровождения проектов, которые не обладают всеми вышеперечисленными возможностями. Я имею в виду возможность увеличения периода, на который предоставляются льготы по налогам.

До 2010 года значительные и совершенно обоснованные льготы имел малый бизнес. В том числе льготы содержались в 20-ой главе Налогового кодекса Российской Федерации, которой регулировался  социальный налог. Замена его страховыми взносами в Пенсионный и другие фонды породила весьма серьезные проблемы для всех предприятий. Особенно для малого бизнеса. Повышение основной налоговой ставки с 26% до 34% , т.е. на 8 пунктов, а для малого бизнеса до 20%, не только не привело к ожидаемому увеличению сборов. Налицо увод части заработной платы «в тень». Реальные результаты непродуманной до конца налоговой политики мы уже видим-у многих организаций ухудшились финансовые результаты, что уменьшило налог на прибыль.

-А на территории нашей республики, все вышеперечисленные льготы установлены законодательством?
-Пока льгота установлена только по транспортному налогу. Остальные налоговые преференции в виде дифференцированных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций–социальных инвесторов и на имущество целого ряда предприятий, определяющихся по отраслевому признаку в нашем законодательстве конкретно не оговариваются. Думаю, что сейчас назрела необходимость пересмотра налоговых ставок для экономической категории организаций не по отраслевому признаку, а индивидуально, учитывая все особенности потенциального инвестора, его статус и ту пользу, которую он принесет в республику своим проектом.

-Татьяна Анатольевна, какая-то работа по оценке эффективности налоговых льгот у нас ведется или все брошено на самотек?
-За период подготовки к круглому столу мы изучили практику многих субъектов Российской федерации в налоговой политике, особенно дотационных.
В большинстве субъектов, где проводится оценка эффективности налоговых льгот (анализируются как действующие, так и вводимые льготы), она осуществляется по трем категориям: бюджетной, экономической и социальной эффективности. Но на федеральном уровне пока отсутствует единая методика оценки эффективности налоговых льгот.

Кстати, бюджетная эффективность определяет влияние налоговой льготы на доходы бюджета и рассчитывается путем сравнения потерь бюджета от предоставления льготы с приростом налоговых платежей, которые возникнут от ее применения. Социальная эффективность признается положительной, если применение налоговой льготы будет способствовать росту социальной защищенности населения региона, созданию новых рабочих мест, увеличению доходов граждан, формированию благоприятных условий их жизнедеятельности. И наконец, экономический эффект от предоставления льгот подразумевает улучшение финансово-экономических результатов деятельности налогоплательщиков, использующих эту льготу.

Для осуществления этой триединой оценки эффективности налоговых льгот основной проблемой является отсутствие у нас доступа к информации о суммах предоставленных налоговых льгот по региональным и местным налогам в разрезе конкретных налогоплательщиков согласно 102 статьи НК РФ. Путь решения этой проблемы пока не выработан. Да и  принятые в субъектах методики оценки бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых льгот очень разнятся.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 30 июня 2006 года №158 утвержден порядок оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков. Качество и само содержание данного документа весьма грамотные и не вызывают сомнений. Но возникает вопрос о ее практическом применении. В частности, положение п.1.2. об отчете об эффективности налоговых льгот налогоплательщиками-организациями. Также исполнение последнего абзаца п.4.2 о публикациях в СМИ и размещением на официальном сайте ПРА в сети Интернет аналитической записки об оценке эффективности установленных законом Республики Алтай налоговых льгот. 

В мае текущего Парламент Республики Алтай принял изменение в действующий закон, регулирующий бюджетный процесс в республике, дополнивший перечень обязательных документов, предоставляемых в Парламент одновременно с проектом республиканского бюджета на очередной финансовый период аналитической запиской по оценке эффективности установленных законами Республики Алтай налоговых льгот.

По имеющимся федеральным источникам, к сожалению, только за 2009, но за прошедший период не произошло глобальных изменений в НК РФ, поэтому озвучу их, что из-за льгот по региональным и местным налогам, установленным федеральным законодательством (налог на имущество организаций, земельный налог, налог на имущество физических лиц) бюджет Республики Алтай недополучил доходов на 294,0млн.руб.

А по льготам, установленным законами Республики Алтай и актами органов местного самоуправления потери консолидированного бюджета РА составили 281,0млн.руб. Таким образом, республиканский и местные бюджеты теряют весьма значительные суммы, которые могли бы являться дополнительным резервом наполнения их доходной части.

Следует отметить, что значительная  часть налоговых преференций предоставлена не для получения экономических или социальных выгод, а с целью  сокращения перекрестных финансовых потоков между бюджетом и бюджетополучателями, а также  с целью сдерживания тарифов на коммунальные услуги.
Льготы на имущество граждан носят социальный характер и предоставляются ветеранам войны, инвалидам 1 и 2 групп и др. категориям.

По земельному налогу, льготы предоставляются в основном организациям бюджетной сферы с целью ликвидации встречных финансовых потоков. Не критикуя никого, констатирую факт, что в настоящее время анализ эффективности налоговых льгот в Республике Алтай, практически, не проводится. К тому есть как объективные, так и субъективные причины.

Во-первых, спрогнозировать и проследить путь налоговой льготы от ее образования до ее использования технически невыполнимо.
Аналитически рассчитать стоимостное выражение налоговой льготы не вызывает затруднений и  производится налоговыми органами в процессе обработки налоговых деклараций по тому или иному налогу. Но в действующей системе бухгалтерского учета эта стоимость льготы (т.е. ресурсы, условно полученные или сэкономленные налогоплательщиком в результате льготного налогообложения) не  имеет своего отражения, т.е. является условной величиной и не имеет фиксации в учетной политике организации.

Кроме того, льготы не имеют прямого влияния на конечные экономические результаты деятельности организации.
Экономия на себестоимости работ может быть направлена как на снижение общей стоимости выполняемых работ для заказчика, так и на увеличение доли прибыли исполнителя. Рассчитать долю налоговых льгот в прибыли, практически, невозможно.

В свою очередь, дополнительная прибыль, получаемая исполнителем работ, может быть направлена как на развитие производства, на повышение заработной платы и тому подобное, так и просто изъята из оборота собственником организации в виде дивидендов.

-Получив налоговую льготу, налогоплательщик несет какую-то ответственность?
-По сути никакой финансовой, информационной, моральной и иной ответственности налогоплательщик, пользующийся льготой не несет. Органы государственной власти или органы местного самоуправления при предоставлении различным категориям налогоплательщиков тех или иных налоговых льгот не могут возложить на льготополучателей никаких дополнительных обременений в виде предписаний использовать финансовый эффект от льготного налогообложения на реализацию тех или иных целей, либо в виде обязанности предоставлять отчетность о размерах полученных льгот и путях их фактического использования. Хотя эта норма прописана в вышеназванной методике, утвержденной Правительством Республики Алтай. Значит, просто надо целенаправленно работать хотя бы с существующими инвесторами, получателями льготы.

Информацией о размерах получаемых организациями или физическими лицами налоговых льгот обладают налоговые органы при сборе и обработке налоговых деклараций. Но запреты, установленные 102 статьей НК РФ, не позволяют раскрыть эту информацию и довести до сведения органов власти.

Исходя из сказанного, видится, что  основным направлением деятельности законодательного и исполнительного органов власти республики в настоящих условиях наряду с разработкой различных критериев оценок эффективности налоговых льгот, должно быть сокращение обезличенных льгот и ограничение перечня льготных категорий налогоплательщиков.

-Татьяна Анатольевна, рядовой гражданин сегодня крайне не сведущ в вопросах налоговой политики. Будем надеяться, что ваши разъяснения помогут людям разобраться в этом вопросе. А незнание, как известно, порождает разные слухи. Так, сегодня народ не на шутку  озабочен вопросом перехода к единому налогу на недвижимость.
-Вот мы с вами вновь вернулись к вопросу о налоговых льготах. Надо полагать, что с переходом к единому налогу на недвижимость возникнут не столько экономические, сколько социальные проблемы. Но, как заверил на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, на котором было принято решение по активизации процессов введения местного налога на недвижимость, В.В.Путин: «При этом налоговые поступления в местные бюджеты должны серьезным образом увеличиться, но не за счет повышения ставок… А за счет дифференциации этих ставок, Эта ставка налога будет больше для тех, кто владеет значительными участками земли, крупной недвижимостью и дорогостоящими квартирами и меньше для тех, кто является собственником скромного имущества, небольших квартир, небольших домов, небольших земельных участков, садоводческих домиков».

Так что, есть реальная надежда, что скромные наши труженики от введения налога на имущество не пострадают.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)