c_350_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_soveshania_21.02.13_obsh.jpgВ республиканском Парламенте о роли русского языка, как объединяющего фактора многонационального российского народа, важнейшей составляющей межнационального общения говорилось не раз.

Депутаты поддержали инициативу спикера Ивана Белекова о проведении Дня русского языка в Республике Алтай. На 21-ой сессии Государственного Собрания-Эл Курултай было принято решение об учреждении празднования 6 июня, в день рождения А.С.Пушкина-Дня русского языка и литературы в нашем регионе.

О важности русского языка, как стержня, объединяющего наш многонациональный российский народ, людей, разных традиций, вероисповеданий, взглядов и политических убеждений говорил спикер и во время совещания по теме: "Роль и качество преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных  учреждениях Республики Алтай: сохранение национальной и духовной идентичности, формирование личности".

Мероприятие прошло под председательством Вячеслава Уханова, председателя Комитета по образованию, культуре, спорту, молодежной политике, СМИ и общественным объединениям.

По мнению спикера, на сегодняшний день, некогда считавшаяся лучшей в мировой практике система школьного и вузовского образования, сегодня в стране доведена до тяжелой ситуации. Поэтому, необходимо, в первую очередь, обратить внимание на качество преподавания русского языка, литературы и истории в школах. Тем более, что современный мир переживает не только финансово-экономический, а скорее всего, глубинный кризис духовности, необходимо сконцентрировать всю внутреннюю энергию нации на развитие языка и литературы.

Динамика стабильная

Участники совещания высказали свои точки зрения по ряду проблем, в т.ч. о роли и качестве преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях.

Заместитель Министра образования, науки и молодежной политики Галина Салбашева рассказала, как обстоят дела в дошкольных и в основных образовательных учреждениях. По её словам, с 2009 года введены в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Русский язык и литература изучаются во всех типах общеобразовательных учреждений и на всех ступенях образования как обязательный предмет.

В учебном плане общеобразовательных учреждений республики устанавливаются соотношения между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения. Поэтому, в компетенции каждой школы определить, какому предмету уделить особое внимание. "Мы рекомендуем особое внимание обратить на вопросы преподавания русского языка и математики. Именно по ним проводится государственная итоговая аттестация и ЕГЭ. Но, к сожалению, не во всех образовательных учреждениях воспринимают данные рекомендации", -посетовала заместитель Министра.

Что касается сдачи ЕГЭ, то, по словам Г.Салбашевой, динамика стабильная, нет резких спадов и повышений. Но с задачей получения грамотных, образованных и богатых духовно учащихся одному учителю русского языка и литературы не справиться. Здесь должна быть поддержка со стороны всего общества и семьи.

Директор РОУ РА "Институт повышения квалификации работников образования" Валентина Модорова, говоря о повышении квалификации учителей, проблемах и путях их решения, отметила, что во многих вопросах, конечно же, ключевую роль играет учитель, и повышение его квалификации является очень важной задачей. Поэтому институт регулярно проводит методические семинары, в т.ч. по теме: "Система подготовки к государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы по новой форме по русскому языку и литературе", "Подготовка к итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ". Валентина Васильевна считает, что ситуация с русским языком в школах стабильная, результаты по литературе также улучшаются. А в 2010 году в создана Ассоциация учителей русского языка и литературы.

В лидерах по безграмотности

"Россия на 47-м месте по безграмотности, -так начала свое выступление директор Национальной библиотеки Республики Алтай им.М.В.Чевалкова Светлана Штанакова. -Я не говорю, что дети не умеют читать, но когда в неделю всего один час отводится для обучения русскому языку, то конечно, до полной безграмотности не далеко". По её мнению, конкуренцию чтению составляет Интернет.

В корне неверной назвала выступающая ситуацию, когда дети вместе с учителем вместо чтения приходят в видеоцентр посмотреть "Войну и мир". Светлана Кимовна также обратила внимание, что зачастую в библиотеку приходят трудоустраиваться выпускники филологического факультета Горно-Алтайского государственного университета. Но качество их знаний с каждым годом ухудшается. "Все это исходит от школы", -уверена С.Штанакова. Библиотекари со школами проводят массу мероприятий, но, тем не менее, результат плачевен. Тем более, в школьных библиотеках не хватает классической литературы, недостаточно финансирования, а подписка с каждым годом снижается.

Заведующая кафедрой русского языка филологического факультета Горно-Алтайского государственного университета Светлана Драчева, в свою очередь, подчеркнула, что качество выпускника университета, напрямую зависит от качества знаний выпускников школы. Т.к. на филологический факультет, в основном, поступают не очень-то сильные абитуриенты, без базовых знаний. Поэтому в целях ликвидации данных пробелов необходимо возобновлять взаимоотношения "Школа к вузу, вуз к школе".

В последнее время преподавателей филфака приглашают в Институт повышения квалификации учителей. По мнению Светланы Ильиничны, преподаватели университета, в большей степени теоретики, и конечно, такое взаимодействие очень необходимо.
В результате совместного труда будут выпускаться грамотные специалисты, а в школы придут грамотные учителя.

Либерализация не нужна

О недостатке роли русской классической литературы в школах и обществе отметил заведующий кафедрой литературы Горно-Алтайского государственного университета Владимир Леньков.
«Русская литература в нашем государстве стала падчерицей, а это, прежде всего, стержень нашей духовной жизни», -считает он. В последнее время здесь присутствует политический аспект, когда Президент России В.В.Путин четыре раза публично говорил о роли русской классической литературы в нашем обществе.

По мнению Владимира Дмитриевича, есть необходимость включать в часть "С" ЕГЭ по русскому языку задания по литературе и увеличивать часы преподавания литературы в общешкольной программе. Надо ввести диалог преподавателями вуза с учителями школ, иначе либеральный курс губителен для нашей страны. «Никакого либерального курса в области образования не должно быть», -считает В.Леньков.

Эту же тему поддержала декан филфака Т.Шастина, отметив, что в нашей стране идет тенденция общего снижения внимания к гуманитарным наукам. В Университете на филологический факультет в большинстве поступают абитуриенты с низкими баллами ЕГЭ. Но в вузах введено подушевое финансирование, поэтому руководство не может исключать нерадивых студентов. Она предложила выйти на федеральный уровень с предложением обсудить, так ли необходимо подушевое финансирование для вузов страны.

Необходимо увеличение часов

Начальник управления образования МО "Шебалинский район" Алена Биятова в своем выступлении отметила, что проведенный анализ итоговой аттестации ЕГЭ в школах района выявляет низкий уровень орфографической грамотности. Некоторые учащиеся даже в 11 классах допускают элементарные ошибки из программы начальных классов. Одной из причин этого она видит в перенасыщенности школьной программы, а также недостаточной оснащенности методическими рекомендациями по преподаванию русского языка и литературы, переводных и критических материалов.

Также, есть необходимость решать задачу об увеличении часов русского языка и литературы в старших классах. И конечно, качество преподавания зависит от самих учителей. К сожалению, все меньше и меньше становится ярких учителей-словесников. В СМИ и на ТВ, вывесках зданий администраций муниципальных образований очень часто допускаются грамматические ошибки, дети это все видят и впитывают.

А.Биятова предложила отменить дополнительный час физкультуры в сельских школах. Здесь нет необходимости дополнительной физической нагрузки, нет гиподинамии учащихся, но есть проблема оснащения спортинвентарем. Вместо этого можно добавить в расписание 1 час для изучения русского языка.

Преподаватель алтайского и русского языков Горно-Алтайского педагогического колледжа М.Анышева, как и предыдущие выступающие, отметила, что с каждым годом снижается качество знания поступающих по русскому и алтайскому языкам. Особенно, такая тенденция отмечается у детей из Улаганского и Кош-Агачского районов.

Поднять престиж учителя

Учитель русского языка и литературы Майминской средней общеобразовательной школы №2 Елена Ефимова выразила озабоченность, что через 5-6 лет русский язык в школах преподавать будет некому, т.к. на сегодняшний день около 70% учительского состава-люди  пенсионного и предпенсионного возраста. Но, с другой стороны, в течение последних 10 лет именно их выпускники показывают высокие результаты по ЕГЭ. По мнению, Елены Вениаминовны, на сегодняшний день падает престиж учителя и падает мотивация к обучению. А учащиеся думают: зачем стараться, если высшее образование они смогут получить без особого старания на платной основе.

Дети совсем перестали ходить в библиотеку. Парадокс заключается в том, что все есть-и литература и другие средства, но дети совершенно читать не хотят. Беда еще и в том, что и родители не читают. Необходимо изменить отношение к учителю, учительская профессия должна быть престижной, а самим учителям также необходимо менять саму методику преподавания, не научить детей к предмету, а научить детей самим  добывать знания.

Председатель парламентского комитета Вячеслав Уханов, завершая работу совещания, отметил, что из 7 миллиардов населения планеты на сегодняшний день на русском языке разговаривают 260 миллион человек, что составляет 3,6%. Аналитики посчитали, что к 2050 году число русскоязычных сократиться до 130 миллиона и это составит 1,5%. Поэтому на такой вызов сегодня надо находить разумное решение.

Поддержка русского языка, является государственной задачей, так как русский язык, прежде всего, является государственным языком, призванным выполнять консолидирующую роль населения многонационального государства и обеспечивать его целостность.

В связи с этим, прежде всего, необходимо повышать роль и статус русского языка и литературы, как основных предметов в общеобразовательных учреждениях.

По итогам состоявшегося разговора участники совещания приняли соответствующие рекомендации.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)

c_350_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_soveshania_21.02.13_bstol.jpgc_350_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_soveshania_21.02.13_st2.jpgc_350_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_soveshania_21.02.13_b.jpgc_350_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_soveshania_21.02.13_efim.jpgc_350_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_soveshania_21.02.13_ek.jpgc_350_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_soveshania_21.02.13_modor.jpgc_350_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_soveshania_21.02.13_st1.jpgc_350_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_soveshania_21.02.13_st4.jpgc_200_300_16777215_00_images_stories_2013_novosti_soveshania_21.02.13_x1.jpgc_200_300_16777215_00_images_stories_2013_novosti_soveshania_21.02.13_x2.jpgc_200_300_16777215_00_images_stories_2013_novosti_soveshania_21.02.13_x3.jpgc_350_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_soveshania_21.02.13_x5.jpg