c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgКак мы уже сообщали, в г.Красноярске издательство ООО ИД "КЛАСС ПЛЮС" напечатало историческую драму "Восхождение на Хан-Алтай", авторами которой являются спикер Парламента Республики Алтай Иван Белеков и известный якутский режиссер Андрей Борисов.

Как отметили многие читатели, данная работа является значительным вкладом в развитие национальной литературы нашего региона.

Сегодня секретарь Союза писателей РФ, председатель МААНЕ (Международная Ассоциация алтайских народов Евразии), Эл Башчы алтайского народа Бронтой Бедюров поделился своим мнением по поводу выхода в свет новой книги.

-Жанр драматургии является одним из  наиболее сложных в  художественной литературе, своего рода индикатором ее зрелости. Как ни удивительно, алтайская художественная литература советского периода, начиная с 20-ых годов прошлого века стартовала не только в жанре поэзии, но и драматургии. В те далекие годы не было профессионального театра, а пьесы писались не профессиональными литераторами, ставились и исполнялись самодеятельными  артистами.

Энергия народа, пробужденного революцией, к новой жизнью била ключом через край. Затем, уже получив в 30-40 годы выдающихся драматургов в лице П.В.Кучияка, Ч.И.Енчинова, алтайская драматургия успешно сражалась и работала на победу в годы Великой Отечественной войны на сцене нашего первого национального  театра.  А после, с закрытием театра, опять наступил творческий спад.

Новое дыхание она обрела в 60-70 годы в произведениях Л.В.Кокышева, А.О.Адарова, Б.У.Укачина и других.

Театр, как известно, успешно работает тогда, когда возникает творческое содружество с конкретными авторами-драматургами из числа писателей. Именно это обстоятельство является больным местом уже не одно десятилетие в  жизнедеятельности нашего национального театра. Имея богатейшую художественную литературу, созданную во второй половине ХХ века, в нашем театре артисты все время жаловались на отсутствие драматургических произведений.

Заведующими литературной частью в театре работали зачастую далекие от родной литературы и языка люди. Так что, не удивительно, что от них к писателям не поступало заказов. И такая ситуация, к сожалению, не меняется по сей день. Получается, что люди не любят свое родное слово, свой язык, свою литературу, эпос  и без национальной драматургии хотят именоваться Национальным театром…

На этом грустном фоне последних лет отрадным исключением явилась работа над драмой "Восхождение на Хан-Алтай", созданная в содружестве выдающегося якутского режиссера Андрея Борисова и поэта Димана Белекова. Поставленную на подмостках нашего театра пьесу зрители встретили  не просто тепло, она получила большой успех. Особенностью данной режиссерской работы является то, что ее текст рождался в ходе постановочных, репетиционных работ. Кстати, не единожды в качестве консультанта ко мне обращались и режиссер, и поэт. Радует, что полноценный текст появился теперь и на алтайском языке.

Временной фактор пьесы относится к заре становления нашей автономии. Над вопросами осмысления нашей духовности, этнической идентичности бились лучшие умы на стыке веков, накануне революции, в период созревания алтайского этноса.

Внутренние переживания самого Григория Ивановича Гуркина, вся его жизненная трагедия отражены в пьесе. Зритель имеет возможность увидеть и прочувствовать, что Чорос-Гуркин был не только талантливым художником. Его трагедия как политика состояла в том, что он попросту рано родился. Он был вынужден осуществлять свои идеи среди не вполне вызревшего этноса, который еще только складывался в единое целое в крайне неблагополучных социально-политических условиях тогдашней Сибири в рамках Томской губернии и Бийского уезда, связанных обстоятельствами гражданской войны. Трагедия личности художника имела роковое завершение в 1937 году.

Режиссер и автор драмы исходят в своем произведении от трагического финала. Современному зрителю, не знающего политические и  исторические коллизии накануне и после революции и гражданской войны на Алтае, сложно понять всю эту ситуацию. Хотелось бы, чтобы работа получила в дальнейшем продолжение в творчестве Д.И.Белекова и других авторов.

Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что дебют Димана Белекова в жанре драматургии состоялся.