c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgИздание исторической драмы "Восхождение на Хан-Алтай", авторами которой являются Председатель Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай Иван Белеков и известный якутский режиссер Андрей Борисов, прокомментировала Н.М.Екеева, директор института Алтаистики им.С.С.Суразакова.

-Иван Итулович Белеков известен как государственник, деятельность которого направлена на укрепление основ российской государственности, сохранение социально-экономической и общественно-политической стабильности в Республике Алтай. Большое внимание в своей работе он уделяет вопросам культуры и духовности. Стало обычным явлением видеть его в числе инициаторов различных общественных мероприятий разных уровней.

Найти тому примеры несложно. Достаточно вспомнить, какое положительное влияние оказало на результаты Всероссийской переписи населения 2010 года в нашей республике проведение конференции «Единство этнического разнообразия—основа устойчивости развития Республики Алтай». В ее организации и проведении участвовала не только республиканская общественность, представители разных ветвей власти, наши ученые. Неподдельный интерес к ней проявили коллеги из Института этнологии и антропологии РАН, приняв самое активное участие в ее работе и подготовке резолюции.

А какой огромный общественный  резонанс вызвала конференция, посвященная 90-летию государственности и 15-летию Конституции Республики с много говорящим названием «От кочевой государственности к автономии и республике».

И вот в соавторстве с известным якутским режиссером А.С.Борисовым на сцене нашего Национального драматического театра в конце 2010 года была поставлена историческая драма «Восхождение на Хан-Алтай».

А, буквально, на днях появился книжный вариант поставленной пьесы. Изданная в г.Красноярске, она, безусловно, будет иметь общественный резонанс. Ведь знакомство с драмой позволяет не только более детально судить о значимости произведения с литературной точки зрения, ее влиянии на развитие алтайской культуры в целом. Она подводит к мысли, что за ее написание автор взялся неслучайно, не на потребу времени. Это своего рода логическое завершение становления Ивана Итуловича, как политика.

Я не берусь давать оценку драматургическому новаторству авторов. Здесь свое слово должны сказать литераторы. Но о личном восприятии  сказать стоит. Так, при чтении драмы особое  внимание обращаешь на монологи Гуркина, их глубокую смысловую нагрузку. О многом говорит брошенная вроде бы им вскользь фраза: «Сама по себе живопись-это тоже политика!». Это высказывание художника подводит читателя к логическому выводу, что не только общественная работа художника, но и его творчество—все это политика.

В драме, где речь идет о яркой и трагической судьбе Григория Ивановича Гуркина, прослеживается история алтайского народа. Но это не просто бытописание. Главный лейтмотив пьесы его авторы пытаются донести до читателя через слова художника, который на умозаключение начальника тюрьмы-в жизни сказок не бывает, -отвечает достаточно емко: «Нет, времена меняются, проходят столетия, но главные ценности остаются вечными. И верю, что в будущем люди станут честнее и умнее, добрее и поймут, что мы жили по совести человеческой. Все, что мы делали, создавали, они возьмут, сохранят и приумножат во сто крат в еще лучшем виде».

Не знаю как другие, а я в этих словах вижу призыв  к поколению как нынешнему, так и будущему: жить по совести и  достойно.