c_330_250_16777215_00_images_stories_2013_zastavki_khanalt.jpgНемного можно найти в Горном Алтае людей, которые не посмотрели спектакль «Восхождение на Хан Алтай», ставший крупным культурным событием в истории Республики Алтай.

Для людей, по каким-то причинам не успевших посмотреть спектакль, хорошим подспорьем может стать изданная недавно в красноярском книжном издательстве историческая драма под таким же названием.

Удачно авторами пьесы Диманом Белековым и Андреем Борисовым выбран прием повествования через воспоминания. Именно воспоминания позволяют воспринимать все поступки человека через призму времени.

Перед нами уже не просто трагическая жизнь одного человека. Мы видим судьбу целого народа, прошедшего нелегкий путь становления. Выбранная последовательность действий пьесы позволяет убедиться, что политика и жизнь народа идут рядом. Их невозможно отделить друг от друга.

Герои драмы–это и обычные жители горных сел, и яркие исторические личности-ученые-этнографы А.В.Анохин, Г.Н.Потанин и И.И.Шишкин, художник с мировым именем. Именно этот факт, как и поднятая в пьесе тема роста национального самосознания, позволяют назвать ее эпическим произведением, изображающим события в объективно повествовательной форме через созерцательное мировосприятие.

В роли созерцателя оказывается и автор, и зрительный зал, и читатель. Продуманные, органично меняющиеся декорации позволяют совершать путешествие во времени и пространстве: тюрьма, горное село, улицы Санкт-Петербурга. Сюжетный ход, построенный на воспоминаниях заключенного художника Григория Гуркина, ждущего расстрела, помогает уловить суть трагичности жизни одаренного человека, живущего в нелегкое время. Невольно зритель начинает мысленно сравнивать себя, свои поступки, с судьбой главного героя. Вопрос: а смог бы и ты под угрозой казни поступить вот также мужественно,-не оставляет зрителя и после спектакля.

На взгляд неискушенного зрителя, живущего в век современных скоростей, происходящие на его глазах события, лишены динамичности и мешают воспринимать сюжет с должным интересом. Хотя именно такая повествовательная протяжность вполне в духе эпического произведения. Спектакль может послужит хорошим поводом остановить свой повседневный бег и задуматься. Будет о чем задуматься и читателю исторической драмы.

Известно, что пьеса создается не для чтения. Она служит инструментом для восприятия театральной постановки или художественного фильма. Однако, авторам «Восхождения…» удалось наполнить драматическое произведение такими глубокими переживаниями, поисками ответа на вопросы о справедливости, о политике, о жизни и судьбе, что ее хочется дочитать до конца.

Ценным, на мой взгляд, является в данном произведении еще и то, что ее авторам удалось создать не только емкие диалоги персонажей, но и объемные, подробные ремарки. Именно они позволяют не только понять, каково видение автора на то или иное событие, но и прочитать пьесу. В будущем такие ремарки непременно помогут актерам и режиссеру четче выстраивать ход постановки, сделать некоторые сюжетные сцены более интересными и событийно насыщенными. Текст органично дополняют фотографии из спектакля. Такое сочетание не только погружает в чтение, но и наполняет его яркими зрительными образами.

Любое эпическое произведение важно для формирования самосознания народа. Думаю, пьеса с этой нагрузкой вполне справляется.

Н.Куликова, кандидат филологических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета.