c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_zastavki_zemlya_privat.jpgПравительство намерено заставить ведомства, а также региональные и муниципальные власти избавиться от земельной собственности. Государство должно зарабатывать не на торговле участками, а на поступлении налогов от созданных на них предприятий, уверены в Минэкономразвития. Беспорядок в учете даже той земли, которая уже находится в частной собственности, не остановит планы по большой приватизации.

На прошлой неделе на встрече с руководителями рабочих групп «Национальной предпринимательской инициативы» премьер Дмитрий Медведев призвал к приватизации оставшейся у государства земли.

В понедельник предложения своего ведомства представил на «круглом столе» в РИА Новости глава департамента недвижимости Минэкономразвития Андрей Ивакин.

Сейчас порядка 92% территории страны принадлежит государству и муниципалитетам. Большую часть этих земель занимает лесной фонд, не подлежащий приватизации. С остальной землей Минэкономразвития намерено разобраться. Покупать и продавать землю в России разрешили десять лет назад, но, по данным Института Гайдара, в частных руках находится не более 6% земель промышленного назначения и 33%—сельхозназначения.

Значительная часть граждан имеет земельные участки не в своей собственности, а владеет ими на правах аренды, постоянного бессрочного пользования. У многих дома стоят на земле, право на которую никак не оформлено. Да и не все компании воспользовались упрощенным порядком получения права собственности на землю под предприятиями. Далеко не всегда это связано с нерасторопностью бизнеса.

«Из 51млн. земельных участков 29млн. не имеют границ. У нас часто владелец здания и правообладатель земли разорваны. Нет единого объекта собственности», —отмечает председатель комитета ТПП по экономике недвижимости Олег Скуфинский. По словам Андрея Ивакина, выход из положения для таких землевладельцев предусмотрен в новой редакции Гражданского кодекса (ГК). Все эти виды владения будут признаны «ограниченными вещными правами», после чего землю вместе с объектами можно будет сдавать в залог, завещать, продавать.

Неприятный сюрприз может ожидать тех, кто не хочет оформлять собственность на «незавершенное строительство», чтобы не платить налог на имущество. В правительстве уже полгода обсуждается возможность увеличения кадастровой стоимости земли, на которой расположены незарегистрированные объекты недвижимости, признался Ивакин. Есть также земли, предоставленные в свое время в распоряжение государственных бюджетных учреждений и предприятий. Например, крупнейшими землепользователями у нас являются Минобороны, Минсельхоз, Россельхозакадемия. С ними государство намерено «разобраться, чтобы земли не лежали мертвым грузом».

Хотя чиновник Минэкономразвития признал, что мертвым этот груз был только для бюджета: «До сих пор, в большинстве случаев, эти активы использовались собственниками в коммерческих целях». Не менее решительно Министерство предлагает действовать в отношении земельной собственности, которой распоряжаются муниципальные власти. Ради повышения прозрачности участки будут выставляться на аукционах, скорее всего электронных.

Но, по мнению экспертов, трудно оценить реальную стоимость земли, если не знать цель ее использования. Эту информацию должны содержать генпланы и планы территориального развития, которые обязаны иметь все муниципальные образования.

Однако, большая их часть формальна. «У нас ГК и Земельный кодекс устроены таким образом, что ты приди и попроси. А чиновник может разрешить или нет», —напоминает завлабораторией аграрной политики Института Гайдара Наталья Шагайда. По ее оценке, неформальные платежи увеличивают стоимость земли минимум втрое. Она привела пример, когда власти Московской области выкупили землю для создания на ней фермерского хозяйства. А затем изменили назначение на коттеджное строительство и продали. Рентабельность сделки составила 1000%. У Шагайды вызывает скепсис намерение провести большую приватизацию земли, когда нет порядка даже с той собственностью, которая приватизирована.

«Московские новости»