c_390_250_16777215_00_images_stories_2019_gigel_gi0219.jpgЧлены Совета Федерации встретились с Министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой.

Целью встречи, которая прошла в формате «Открытый диалог с министром», было рассмотрение реализации «Национального проекта "Здравоохранение" не только в федеральной его части, но и активного включения в работу субъектов Федерации.

На какие вопросы были получены развернутые ответы в ходе мероприятия, наш сегодняшний разговор с представителем государственной законодательной власти Республики Алтай в Совете Федерации Татьяной Гигель.

Главная национальная цель

"Главными задачами и целевыми показателями национального проекта явилось решение тех проблем, которые Президент поставил в своем Указе–снижение смертности трудоспособного населения, снижение смертности от болезней сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний и младенческой смертности. Но, при этом, главной национальной целью остается увеличение продолжительности жизни, которая вынесена за пределы национального проекта. Данная задача возглавляет все 12 национальных проектов Российской Федерации", -подчеркнула в своем выступлении Вероника Скворцова.

Министр также особо отметила, что национальный проект содержит внутри себя восемь федеральных проектов. В них сведены представленные 85 субъектами региональные проекты. Каждая территория защищала все свои восемь региональных сегментов, входящих в национальный проект по линии Минздрава. Поставлена, например, задача-выйти всей стране на продолжительность жизни в 2024 году в 78 лет, а к 2030 году–80 лет, используя опыт Москвы, Ингушетии и некоторых других, где, уже сейчас, продолжительность жизни составляет 80 лет. Для того, чтобы мы могли это сделать, нам нужно, уже к 2024 году, сократить по стране число смертей на 229тыс.чел. в год.

Первичная медицинская помощь

По мнению Министра, 50% успеха для достижения нужных результатов по этим трем проектам скрыто в первичной медико-санитарной помощи. К тому же, надо обратить внимание и на четыре обеспечивающих проекта. Это-прежде всего, устранение дефицита кадров в первичном звене. Во-вторых-устранение дефицита кадров по узким специальностям и, соответственно, активизация всей системы непрерывного медицинского образования. Это предусматривается соответствующим проектом.

Другой проект связан с цифровизацией, которая формирует единый цифровой контур. Она позволяет нам перейти на электронный документооборот, включая электронные рецепты, электронные больничные листы, электронные выписки и так далее, и она же активно развивает телемедицину.

Еще один проект—это развитие сети национальных медицинских исследовательских центров. Его задача—внедрить по всей стране единые требования к качеству оказания медицинской помощи, систему управления качеством. Таким образом, по профилю клинические рекомендации (клинические протоколы)—система управления качеством, с выездными мероприятиями, мероприятиями онлайн и так далее.

И, наконец, последний проект ориентирован на развитие экспорта медицинских услуг. И мы видим в этом резерв, а также и ресурс. Это-прежде всего, повышение статуса российского здравоохранения на международной арене, это и привлечение дополнительных средств для развития нашей медицинской инфраструктуры. Все восемь проектов взаимосвязаны, и понятно, что от кадровой и цифровой политики зависит исполнение четырех основных проектов.

"Финансирование распределялось на шесть лет. Всего выделено 1,366,7млрд.руб. на реализацию этого национального проекта. В самое ближайшее время, нам необходимо, в опережение, запустить механизмы, которые позволят эффективно реализовать все проекты до 2021-2024 годов", -сообщила Вероника Игоревна.

Еще один важный пункт разработанной программы—обеспечение первичной медицинской помощью жителей тех населенных пунктов, где проживает менее 100 человек, и, соответственно, нет возможности создавать там отдельную инфраструктуру. Для этого, будет закуплено регионами 1 300 мобильных комплексов. Это-передвижные маммографы, флюорографы, кабинеты офтальмологов и лор-врачей, т.е. все необходимые опции. Вся работа будет осуществляться с 2019 по 2021 годы.

Следующий момент-первичная помощь. Она, по словам Министра, должна обеспечить, прежде всего, как прозвучало и в президентском Указе, возможность каждому россиянину пройти бесплатный профилактический осмотр ежегодно. К тому же, мы должны достичь показателя прохождения—не менее 70%, в расчете на взрослое и всё детское население.

"Поскольку первичная помощь сопряжена с оказанием экстренной скорой помощи, поэтому каждый регион в рамках этой программы должен сделать до конца 2020 года центральную диспетчерскую скорой помощи, которая будет видеть все бригады скорой медицинской помощи наземной и все борта санитарной авиации. И, на основе выверенной маршрутизации, будет работать там, где возможно получить квалифицированную и специализированную помощь", -подчеркнула глава ведомства.

"Развитие санавиации–это самостоятельный проект, который входит в программу и рассчитан, в т.ч. на увеличение вылетов. Это будет достаточно существенное увеличение вылетов", -заверила Министр Вероника Скворцова.

Работая по единым правилам и требованиям качества

Все знают, насколько остро в стране стоит вопрос борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В этой связи, присутствующие с особым вниманием отнеслись к информации Министра о необходимости внедрения клинических рекомендаций (протоколов) и непрерывного обучения врачей. Речь также зашла о полном переоснащении и первичных сосудистых отделений, и региональных сосудистых центров. "Всего их у нас по стране-609. Для каждого субъекта в Министерстве разработали план по расширению сети сосудистых центров, и каждый из них тоже вставлен в проект", -заявила Министр.

"Борьба с онкологией, -подчеркнула руководитель, -выделена в отдельный, совершенно самостоятельный проект, который, на самом деле, очень сложный для реализации в нашей стране. Почему?". Потому, что у нашего медицинского сообщества, по словам Министра, пока, нет навыков работы по единым правилам и требованиям качества. Для того, чтобы это внедрить и внедрить единый подход к диагностике, требуется очень кропотливая работа с нашим сообществом. Поэтому нужна помощь со стороны национальных центров и академических школ, которые будут работать со своими коллегами, со своей армией кардиологов, пульмонологов, онкологов и так далее.

В качестве примера, Вероника Скворцова назвала 75 клинических рекомендаций, разработанных для онкологических заболеваний, внутри которых заложены 940 моделей пациентов, а это-соответственно 940 клинических протоколов с перечисленными препаратами, в каждом случае, они-разные.

«Мы имеем ситуацию, когда у нас есть национальные клинические рекомендации и разработаны соответствующие протоколы, но регион покупает всего 35 препаратов, вместо всего перечня, который есть у нас на рынке и в который введены жизненно важные препараты. Они покупают 35 потому, что они-самые дешевые, и назначают в государственных учреждениях эти препараты, не отдавая себе отчет, что это будет не так эффективно, как персонально подобранная химиотерапия», -сокрушалась Вероника Скворцова.

«Вот почему наша задача—в каждом регионе сделать так, чтобы лечили с помощью комбинированной хирургии, правильно выбранной комбинированной химиотерапии, с развитой радиологией. И, для того, чтобы всё сделать, Минздрав создает межрайонные амбулаторные онкологические центры, референс-центры, подключает экспресс-почту и цифровые изображения, с возможностью пересылки, и полностью переоснащает онкологические подразделения по списку из 164 позиций медицинской техники», -считает Министр.

По мнению выступающей, минимальный достаточный стандарт должен быть в каждом регионе, включая ПЭТ, а дополнительные опции—на окружном и федеральном уровнях. При этом, нужно отметить, что часть центров будет строиться заново, на территории ряда центров будут строиться новые корпуса—хирургические и радиологические, в зависимости от потребности каждого региона. Список этих центров уже согласован, но, в перспективе, туда будут добавляться и другие, общий список в Министерстве тоже есть.

Проект, связанный с детским здравоохранением, состоит из двух частей. Первая–это модернизация всех детских поликлиник и поликлинических отделений и стационаров. Все детские поликлиники должны быть модернизированы за 2019–2020 годы, на это выделяются специальные деньги. Это и бережливые технологии, и информатизация параллельная, которая, совершенно по-другому, структурирует время ожидания пациентов, и время записи, и запись на прием к врачу, и оказание самой помощи. И вторая часть—это строительство больниц. Благодаря последним действиям Совета Федерации, 40 объектов включено в национальный проект, из них девять-реализуются уже со следующего года, и поэтапно, из года в год, все эти 40 тоже войдут в строй.

Остановить кадровый голод

"Если говорить о проекте по кадровому обеспечению, он-довольно сложный потому, что касается живых людей. Для каждого региона сделана линейка устранения дефицита до 2024 года. Прерогатива для всех—устранение дефицита до уровня обеспечения 95% к 2021 году. Вот это будет сделано во всех регионах, независимо от того, какой дефицит сейчас. Для того, чтобы понять, как это сделать, был проанализирован выпуск во всех 46 медицинских вузах страны системы Минздрава, 40 медицинских факультетов системы Минобрнауки и двух классических университетов: МГУ и Санкт-Петербургский государственный университет", -заявила В.Скворцова.

В распоряжении Минздрава уже есть четкая продуманная система. Но возникает вопрос: как сделать так, чтобы человек приехал и не уехал тут же? Есть опыт Сахалина, который показывает: прежде всего, это-проблема жилья, и, в том случае, когда регион принимает свои законодательные акты на региональном уровне о том, что, если человек заработал, он получает служебное жилье–в этом случае, регион за него платит 50% коммунальных услуг от трех до семи лет, в зависимости от возможностей региона. Впоследствии, врач может приватизировать это жилье и из служебного сделать своим; там, где это труднодоступная местность, дается автомобиль служебный, чтобы объезжать ФАПы, которые находятся на большом расстоянии друг от друга, и сельские амбулатории.

Конечно, хорошо помогают программы "Земский доктор" и "Земский фельдшер": 1млн.руб.–единовременное пособие врачу и 500тыс.руб.–фельдшеру. Всё это уже работает. И, как отмечает Министр, по результатам 2017 года у нас эффективность целевой подготовки выросла до 90%, уже сейчас 90% отрабатывают те три года и на том месте, которое для них подготавливали.

Вместо эпилога

Спикер верхней палаты В.И.Матвиенко поблагодарила Министра за высокий профессионализм в работе и прочувствованную, грамотно выстроенную идеологию национального проекта «Здравоохранение».

"Важно, -заметила Валентина Ивановна, -что акценты сделаны на подпрограммах или направлениях, с ее точки зрения, очень точно".

Спикер верхней палаты высказала просьбу сенаторам: с самого начала реализации проекта усилить контроль за всеми субъектами, чтобы везде понимали: всё под контролем, и чтобы все шли по тем направлениям, которые обозначены.

Как справедливо отметила В.И.Матвиенко, регионы больше сэкономят на том, что будет более здоровое население. И, при всех сложностях бюджетов, всё можно реализовать. В.И.Матвиенко предложила, в первую очередь, решать кадровые вопросы. И с этим необходимо согласиться.


(пресс-служба ГС-ЭК РА)