c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_zastavki_mineconom.jpgМинэкономразвития завершило публичные консультации по проекту постановления правительства «Об утверждении порядка и условий предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам».
Тема касается, практически, всех граждан страны-из года в год число тех, кто прибегает к платной медицине, растет.

Опрос, проведенный РОМИР в 2005 году, показал: платными услугами пользовалось 62% населения. А в аналогичном опросе текущего года их стало уже 67%. С одной стороны, это говорит о росте доходов-число тех, кто не может оплатить вообще никакие платные медуслуги, снизилось с 21% до 9%.

С другой стороны, показывает степень неудовлетворенности населения бесплатной медициной. Особенно печально, что и мужчины, и женщины платят не только за стоматологические или косметологические услуги, которые в большинстве своем были платными и прежде. Но платят также и за помощь терапевтов, хирургов, кардиологов, гинекологов-в эти направления медицины государство в последние годы вкладывает огромные средства, но их доступность и качество, похоже, не растут. Недовольны граждане и тем, что до сих пор нет ясности в вопросах, что же конкретно в здравоохранении нам положено бесплатно, а за что обязательно нужно платить? Постановление, по идее, должно ответить на эти больные темы.

Проект был подготовлен Минздравом в связи с тем, что новый Закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ввел много норм и определений, которых не было в предыдущем постановлении по этой теме от 1996 года. Новое постановление призвано конкретизировать и разъяснить положения закона.

Так, в нем даны определения таким основным понятиям, как "платные медицинские услуги", "медицинская организация", "пациент", "исполнитель", описаны условия, на которых медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, могут оказывать платные медицинские услуги. Указан в нем и порядок предоставления информации о платных услугах, которая должна быть доступна пациентам, и порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг. Четко определены ответственность исполнителя и контроль оказания услуг. Важно, что в проекте учтены специфические особенности медицинских услуг и защиты прав пациентов при их оказании медицинскими организациями различных организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями.

Проект постановления пока вызывает множество вопросов и замечаний. Учтут ли их при доработке документа, и в какой степени-ответ на эти вопросы мы получим еще до конца года.

И, тем не менее, общественными объединениями и экспертами высказано немало критических замечаний и дополнений. На что обращают внимание критики документа?

"Сам факт упорядочивания такой острой темы, как платные медицинские услуги, можно только приветствовать, -считает директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики"Лариса Попович. -Однако, настораживает отсутствие конкретики и неясность многих формулировок. К примеру, что имеется в виду под термином "медицинская услуга"-собственно качество лечения или уровень сервиса? А самое главное, в документе нет указания на систему ценообразования. Кто и как будет устанавливать цены на медицинские услуги-каждое учреждение самостоятельно или они будут единые для всех? Будут ли в них включены затраты и некий определенный коэффициент или их будет диктовать только рыночный спрос? На наш взгляд, эти услуги не могут быть эластичными, должна быть строгая система ценового регулирования".

"Необходимо законодательно закрепить требования к формированию национального прейскуранта на платные услуги для медицинских организаций любых форм собственности, -считает и вице-президент "ОПОРЫ России" Наталия Ушакова. -В проекте никак не формализованы права и обязанности частнопрактикующих врачей (индивидуальных предпринимателей). А вот требования к введению договора явно избыточны, а в ряде случаев не могут быть реально выполнены. Мы считаем, что следует разработать перечень простых медицинских услуг, которые могут быть оказаны и без заключения договора (например, некоторые функциональные и лабораторные исследования), или разработать упрощенную форму договора для подобного рода услуг".

"Довольно расплывчата и формулировка об информировании пациентов о том, что входит в бесплатные услуги по программе государственных гарантий, -соглашается сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулёв. -Мы предлагаем ее конкретизировать - информацию об этом пациентам обязаны представить как в устной форме, так и на информационных стендах в лечебных учреждениях. Слишком неясна и фраза о том, что за плату возможно изменение этапности оказания услуг пациенту. Это выглядит как закамуфлированная продажа очереди на прием. Т.е., те, кто сможет платить, будут иметь прямой доступ к быстрой услуге, а тем, кто не платит, будут говорить: "Очередь, ждите". Более того, у медицинских работников возникнет очень большой соблазн эту очередь максимально затягивать. У нас есть и целый ряд других замечаний".

"В целом, проект постановления-не самый плохой документ, -не согласен исполнительный директор Ассоциации частных многопрофильных клиник Владимир Кукушкин. -Однако, в нем не учтены многие частные моменты, которые со временем могут вырастать в большие проблемы. Многие положения можно трактовать по-разному, но прокурор-то будет читать их буквально. Поэтому мы направили целый список своих вопросов и замечаний и предлагаем собрать большой экспертный совет, чтобы очно обсудить каждый пункт проекта и прийти к согласованным формулировкам.

Не секрет, что за последние годы резко выросло не только число уголовных дел в связи с врачебными ошибками, нередко трагическими, но и количество гражданских исков к медицинским учреждениям за некачественное лечение или незаконные требования оплаты услуг. Тем не менее, еще чаще суды отказывают в подобных исках, а собрать доказательную базу для обращения туда чрезвычайно сложно. Отчасти и потому, что не все подобные иски подпадают под действующее законодательство".

"В конце июня Пленум Верховного суда проанализировал практику рассмотрения судами гражданских дел по защите прав потребителей", -подтверждает опасения председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. И дал разъяснение о том, что все услуги, не только оплаченные самим пациентом, но и оказываемые как по обязательному, так и по добровольному медицинскому страхованию подпадают под действие Закона "О защите прав потребителей". Возникла принципиально новая ситуация: если прежде защитники прав пациентов отступали, когда граждане жаловались на районную поликлинику или на конкретного врача городской больницы, то теперь дорога в суды открыта по любой жалобе. И это указание не только судам, но и медицинским учреждениям - как известно, "угроза сильнее исполнения".

"Самая заметная новация в постановлении: за некачественную услугу пациент может потребовать деньги назад, что вполне соответствует закону о правах потребителя, -парирует Лариса Попович. -Этот закон жесткий, но как быть, если лечение или лекарство просто человеку не подошли? Можно это трактовать как ненадлежащее качество или нет? И может ли качество вообще быть определено жестко и однозначно? Применять судебные процедуры к объекту, который не может быть описан точно, в сущности, невозможно. Либо эта норма просто не будет работать, либо врачи перестанут оказывать платные услуги, и люди будут месяцами стоять в очередях на бесплатные. Но не все могут ждать".

"Есть в проекте и явные пробелы, -продолжает Наталия Ушакова. -Так, совсем не регламентированы вопросы налогового и бухгалтерского учета. А некоторые его положения ведут к явным неудобствам для пациентов. В частности, порядок и условия предоставления платных медицинских услуг обязывают все медицинские учреждения размещать информацию о предоставляемых услугах в Интернете. Это, несомненно, отразится на их стоимости и приведет к дополнительным затратам. Все подобные данные могут и должны быть размещены для удобства пользователей в одной системе, например, на порталах Росздравнадзора и его территориальных органов".

Итак, проект постановления пока вызывает множество вопросов и замечаний. Учтут ли их при доработке документа, и в какой степени-ответ на эти вопросы мы получим еще до конца года. Предполагается, что новое постановление должно вступить в действие с 1 января 2013 года.

ЗАТРАТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

"Российская Бизнес-газета" №858 (29)