c_390_250_16777215_00_images_stories_2018_deputaty_habarov.jpgВ 2012 году Указом Президента Российской Федерации установлен День местного самоуправления, который отмечается 21 апреля.

В этот день, в 1785 году, была издана Жалованная грамота городам, положившая начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении. Новая дата введена в календарь, «в целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества».

Председатель Комитета ГС-ЭК РА по местному самоуправлению и правопорядку Виктор Хабаров рассказывает о значении развития местного самоуправления в Республике Алтай, его законодательном обеспечении.

-Виктор Иванович, что подразумевает под собой понятие «институт местного самоуправления»?
-Местное самоуправление относится к числу фундаментальных демократических основ конституционного строя нашего государства, которое представляет собой важнейший институт современного общества. Одновременно оно является основой самоорганизации граждан, частью гражданского общества, уровнем публичной власти и, если хотите, элементом рыночной экономической системы, восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности.

В ходе реформы местного самоуправления муниципальные образования впервые за всю историю обрели гарантированную самостоятельность в решении вопросов местного значения, подкрепленную организационной обособленностью органов местного самоуправления от системы государственных органов, определенной финансовой независимостью поселений и широкими возможностями для участия населения в данной работе.

-Реформирование основ местного самоуправления в течение последних нескольких лет шло очень активно. Это позволяет сделать вывод, что государство придает данному направлению важное значение...
-С этим не поспоришь. Действительно, развитию местного самоуправления, в последние годы, придется государственное значение. Это и понятно. Ведь успешная реализации государственной политики в области развития местного самоуправления должна привести к созданию системы взаимодействия населения, органов местного самоуправления и государственной власти. Соответственно, эффективное функционирование этой системы позволит обеспечить улучшение условий жизни населения в каждом муниципальном образовании и устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований.

Необходимо отметить, что федеральное законодательство о местном самоуправлении находится в постоянном изменении, и эти изменения связаны не только с его совершенствованием, но и исправлением заложенных в нем недостатках. О недостатках федерального законодательства о местном самоуправлении неоднократно говорил Президент Российской Федерации в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации.

-С чем были связаны данные недостатки?
-Отмеченные в посланиях Президента недостатки законодательства в сфере организации местного самоуправления, на наш взгляд, изначально были заложены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный законодатель попытался максимально урегулировать вопросы организации местного самоуправления в одном федеральном законе. Невозможно в одном федеральном законе учесть исторические, культурные, национальные, социально-экономические, природно-климатические, географические и иные особенности всех субъектов Российской Федерации.

Вывод однозначен: субъектам Российской Федерации необходимо придать больше полномочий по регулированию вопросов организации местного самоуправления. Это подтверждается статистикой внесения изменений в Федеральный закон №131-ФЗ. С 2004 года было принято более 150 федеральных закона, вносящих в него изменения, т.е., в среднем, принималось по десять федеральных законов в год.

-Какие изменения планируется в законодательстве о местном самоуправлении в текущем году?
Сейчас на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона, предусматривающего создание нового вида муниципального образования–муниципального округа. Муниципальный округ это три и более объединенных общей территорией населенных пункта. Муниципальным округом может стать муниципальный район, при условии объединения всех сельских поселений, в него входящих.

После принятия указанного проекта федерального закона будет возможно создание на районах одноуровневой системы местного самоуправления. Создание такого муниципального округа будет возможно, при согласии представительного округа муниципального района и представительных органов всех входящих в него поселений.

-Получается, реформа местного самоуправления еще не закончена?
-Правовая основа местного самоуправления как на федеральном уровне, так и на уровне республики, в целом, сформирована. Органы местного самоуправления обладают всем необходимым набором условий для эффективной управленческой деятельности. В то же время, российское законодательство о местном самоуправлении не статично и постоянно совершенствуется. На основе практики реализации законодательства о местном самоуправлении по отдельным направлениям возникает необходимость в дополнительном правовом регулировании или изменении существующего, и это регулирование происходит, путем принятия соответствующих федеральных законов.



(пресс-служба ГС-ЭК РА)