c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_zastavki_budjet.jpgДепутаты Республики Алтай вместе с руководителями министерств, ведомств, общественностью приступили к рассмотрению в преднулевом чтении республиканского бюджета на 2013 год.

Как идет работа в этом направлении? На этот и другие вопросы мы попросили ответить вице-спикера Парламента республики, Председателя Комитета по бюджету и налоговой политике Татьяну Гигель:

-В прошлом году проведенный эксперимент по рассмотрению бюджета в преднулевом чтении, на мой взгляд, удался, поскольку в нем самое активное участие приняли не только ответственные за это сотрудники, но и члены Народного фронта, просто активные граждане. Нынче специфика обсуждения бюджетных программ изменилась. В преднулевом чтении не озвучиваются цифры. Пока речь идет только о целях и методах их осуществления. Затем предстоит эти программы рассмотреть на муниципальном уровне.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_interviews_budjet_gigel_06.09.12_obshivid.jpgc_200_250_16777215_00_images_stories_2012_interviews_budjet_gigel_06.09.12_gigel.jpgНа этой неделе число желающих поучаствовать в процессе преднулевого рассмотрения бюджета заметно выросло. Прежде всего, это касается непосредственно парламентариев. Так, в обсуждении сельскохозяйственного бюджетного блока активно отработали депутаты Александр Манзыров, Михаил Федькин, Юрий Земиров, Сергей Михайлов.

Для несведущих вношу ясность, чтобы в дальнейшем не возникло недопонимания: бюджет на 2013 год будет носить чисто программное исполнение. Именно поэтому мы рассматривали на этот раз Бюджет не в привычном понимании этого слова, а как Целевую программу развития сельского хозяйства Республики Алтай на 2013 год. В общей сложности она рассчитана до 2020 года.

Кстати, рассматривать данную программу значительно легче, поскольку она утверждена российском уровне.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_interviews_budjet_gigel_06.09.12_zavialova.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2012_interviews_budjet_gigel_06.09.12_todoshev.jpgСразу хочу сказать, что в рассматриваемой Программе четко видна ее цель, простая и понятная каждому: чтобы с ее помощью, как можно, комфортнее зажило наше село. Как положительный момент я оцениваю тот факт, что в ней предусматривается развитие молочного или мясного животноводства не только в чистом виде. Кроме всего прочего, речь идет и о развитии социальной инфраструктуры. В данном случае—о строительстве трех спортивных стадионов.

Какое отношение имеют молочная и мясная отрасли к физкультуре и спорту? Да самое прямое, поскольку с созданием спортивной базы желание остаться в родном селе у молодежи непременно возрастет. А это значит, что отрасль пополнится молодыми и грамотными специалистами.

Кстати, Программа развития сельского хозяйства региона достаточно солидная, поскольку на осуществление поставленных в ней задач закладывается только из республиканского бюджета 2млрд.869,8млн.руб. (53% от общего финансирования). А остальные средства (а это ни много-ни мало, а почти 2,5млрд.руб.)-федеральная составляющая.

Так что, если ее удастся осуществить в полной мере, то многие вопросы, стоящие на сегодня очень остро на селе, можно будет снять. Прежде всего, это касается таких серьезных проблем, как расширение сети водоснабжения, проведение межевания земель.

Понимаете, если наши сельчане смогут провести реальное межевание земель, то на практике это значит, что, наконец-то, все паевые земли будут узаконены.

Данную Программу я бы отнесла к «живой» еще и потому, что суммы в ней берутся не с потолка, а, в своем большинстве, они выверены. Хотя есть в ней, конечно, и свои минусы, которые следует устранить. Именно на них и акцентировали свое внимание на заседании депутаты-сельхозники.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_interviews_budjet_gigel_06.09.12_gigel2.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2012_interviews_budjet_gigel_06.09.12_kazakpay.jpg
Прежде всего, это касается борьбы с потравой. Пока у нас не редки ситуации, когда представители личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов из кожи вон лезут, чтобы улучшить сенокосные угодья. Пашут земли, засаживают их многолетними травами, стараясь увеличить урожайность. И вдруг выясняется, что на эти угодья заходят чьи-то лошади, крупный рогатый скот и пасется... Вот и горе-водитель может спокойно проехать по травяному полю в целях сокращения пути. И найти управу на таких людей пока очень сложно.

Кстати, в республике у нас немало предпринимателей от сельского хозяйства, которые активно разводят скот не имея при этом ни одного гектара земли для пастбищ.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2012_interviews_budjet_gigel_06.09.12_monitor.jpg
Вторая, не менее важная проблема касается такого непростого вопроса—как, кто будет осуществлять строительство и охрану типовых скотомогильников? Взять хотя бы вспыхнувшую сибирскую язву в Алтайском крае. Она ведь взялась не ниоткуда. Как правило, такое происходит, когда проседает грунт на неохраняемых скотомогильниках, и «зараза» вылезает наружу... Бациллы и палочки опасных болезней не дремлют.

А еще в данной программе остается открытым вопрос по бесхозной земле. Паи у людей, вроде, как бы, есть, а юридически они не закреплены. Особенно остро этот вопрос стоит в районах, где идет активное скотоводство: Усть-Канском, Онгудайском, Шебалинском.

Вице-спикер выразила надежду, что реализация Программы позволит увеличить производство сельхозпродукции в республике. Главное, чтобы запланированное финансирование было своевременным и в полном объеме. А иначе все добрые намерения могут разбиться о прозу жизни.

 

Пресс-служба Госсобрания-Эл Курултай Республики Алтай