c_390_250_16777215_00_images_stories_2019_prochie_sovaltyaz.jpgЗаседание Совета по алтайскому языку при Главе Республики Алтай состоялось в республиканской гимназии им.В.К.Плакаса.

В ходе встречи участники Совета обсудили вопросы состояния изучения учебных предметов «Алтай тил» (Алтайский язык), «Алтай литература (Алтайская литература) в образовательных организациях.

Речь также шла о подготовке учителей алтайского языка и литературы для дошкольных и общеобразовательных организаций Республики Алтай.

Вел заседание вр.и.о.Главы Республики Алтай Олег Хорохордин.

Выступившие докладчики: Первый заместитель Министра образования и науки Республики Алтай Ольга Болтошева, начальник Управления образования Администрации МО «г.Горно-Алтайск» Наталья Анисимова и другие, ситуацию по изучению родного языка и литературы, в целом, оценили положительно. По мнению участников заседания, необходимая для образовательного процесса нормативно-правовая, методическая и кадровая база созданы.

На совещании, как положительный момент, была отмечена растущая динаминка числа изучающих алтайский в детских садах на 10%. Увеличилось количество открытых национальных (алтайских) групп с 88 в 2015 году до 129 в 2018-м. Активную работу в данном направлении в отчетный период проведена в Турочакском, Усть-Канском, Кош-Агачском, Усть-Коксинском, Онгудайском районах.

Что касается школьного образования, Республика Алтай находится в число 11 регионов, вошедших в федеральный перечень учебников и федеральный реестр примерных образовательных программ по родному языку и литературе. Доля изучающих алтайский язык за прошлый учебный год составила 30%-это 11 057 детей. В это число входят как изучающие по основной программе, так и начинающие и невладеющие языком.

Было принято решение разработать дополнительную образовательную программу курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных организаций, а также методические рекомендации по организации образования в национальных алтайских группах.

Также рассматривались достижения и проблемы в области подготовки учителей алтайского языка и литературы. По данному вопросу выступили директор БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж» Ольга Облецова и ректор ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Валерий Бабин.

В ходе совещания было решено дополнить вариативную часть учебного плана Горно-Алтайского педагогического колледжа по специальности «Дошкольное образование» дисциплинами, расширяющими компетенции будущих педагогов по обучению алтайскому языку и литературе.

Выступая на данном мероприятии, председатель Комитета ГС-ЭК РА по образованию, культуре, спорту, молодежной политике, общественным объединениям и СМИ Вячеслав Уханов отметил, что безусловным приоритетом государства и системной задачей для власти является эффективная языковая политика. А для эффективного решения системных задач, необходима консолидация усилий многих: органов государственной власти (федеральной, субъектов), органов местного самоуправления, науки, образования, культуры, общественности, творческой интеллигенции, институтов гражданского общества.

По мнению парламентария, в этом случае, сфера государственной языковой политики из узковедомственной деятельности отдельных образовательных, научных или общественных организаций, семьи и родителей становится зоной ответственности государства.

«Нельзя перекладывать всю ответственность за будущее языка только на систему образования или все время говорить, что за это отвечает семья. Эти актуальные вопросы необходимо рассматривать намного шире, начиная от государственной, муниципальных властей, общественности, школы и семьи», -резюмировал он. Законодатель считает, что для этого необходимы четкие инновационные, современные действия по их решению.

«Если бы у нас в регионе была бы принята региональная государственная программа, то можно было бы определить языковую политику безусловным общегосударственным приоритетом на всей территории Республики Алтай. А вместо нее приняты различные ведомственные целевые программы, что приводит к тому, что ресурсы распыляются на множество мероприятий и, как следствие, носят ситуативный, бессистемный, фрагментарный и узковедомственный характер. Отсюда и сложности в достижении поставленных целей и задач, малая эффективность предпринимаемых шагов. В частности, с 2012 года в рамках ведомственной программы по 5млн.руб. ежегодно направляется на развитие языка. В прошлом году довели эту цифру до 8млн.руб., в текущем 2019 году-опять 5 млн.руб.», -подчеркнул Вячеслав Уханов.

Исходя из представленные данных, выступающий обратился к вр.и.о.главы региона Олегу Хорохордину рассмотреть предложение по принятию государственной программы по развитию языка.

фото пресс-службы Правительства РА



(пресс-служба ГС-ЭК РА)