c_390_250_16777215_00_images_stories_2019_prochie_chiketaman.jpgЧуйский тракт по праву вошел в рейтинг красивейших дорог мира, по версии National Geographic, является достоянием Алтая, России. Недаром про него сложены песни, сняты кинофильмы, открыт Музей Чуйского тракта, проводятся юбилейные выставки, в т.ч. в стенах Государственной Думы РФ.

И, что немаловажно, большинство из путешествующих туристов, автомобилистов однозначно считают Чике-Таманский перевал одним из знаковых мест на всем Чуйском тракте.

 

 

...И чувство гордости орлиной
В тебе рождается, как стих...
Гляди, гляди: ты на вершине,
Хребты— внизу, у ног твоих.

Немало есть у нас в Отчизне
Красивых мест... Но я б назвал
Прекраснейшей минутой жизни-
Чике-Таманский перевал!

(К.Лисовский)

Задолго до появления колесной дороги здесь проходила вьючная торговая тропа, а вблизи у подножия перевала (обратите внимание) купцы строили амбары, завозя туда товар, для последующей транспортировки в Чуйскую степь. Одним из них был бийский купец Хабаров, в честь которого названо село у подножий Чике-Таманского перевала. Как представитель царской российской власти, он понимал, что, во-первых, Алтай-это земля, дарованная богом (Алтай Кудаем), а во-вторых, решением Его Императорского Величества Алтайские горы были признаны Кабинетскими землями царского двора.

Кочевые алтайские племена, веками преодолевая горные хребты, с уважением и поклонением относились к культовым местам «Обо». И здесь, как нельзя кстати, хотелось бы узнать больше, воочию увидеть и запечатлеть на память тот исторический след, духовный пласт, который хранит в себе Чике-Таман!

При посещении многих мест как в России, так и за рубежом, мы с трепетом и благоговением погружаемся в ту культуру, обычаи, которые формировались веками. И пусть многие сюжеты, зачастую, оказываются вымыслом, мы, всё равно, погружаемся в иной культурный пласт, традиции, видим следы древних преданий и радуемся сказке!

...И вдруг, при подъёме на Чике-Таман, сегодня мы видим нечто! А кто это? Шахтёр? Горнодобытчик? Сразу и не сообразишь, что это, якобы, дорожный рабочий. А почему якобы? Да, скорее всего, потому, что изучив мало-мальски историю строительства Чуйского тракта, понимаешь, что это визуальный обман. Строители в XIX веке были одеты по-другому, во времена ГУЛАГа тем более, и с другим выражением лица. А в том виде, как выглядит теперь Чике-Таман, это касается, в первую очередь, инженерных войск ВС СССР. И, казалось бы, зачем ворошить прошлое?

Но, всё-таки, вернемся к истории... Поднимаясь на Чике-Таман, хочется поклониться горным духам, узнать, как же раньше преодолевали перевал путники, почему для алтайского народа, причем, коренного на этой земле, Чике-Таман остается местом поклонения, одним из образов культурно-исторического наследия.

Для многочисленных гостей, туристов, автопутешественников, окунуться в древнюю культуру тюркских народов—одна из приоритетных тем, при посещении Алтая. Об этом, на мой взгляд, забыли авторы проекта данного памятника и инициаторы его сооружения на этом святом месте в восприятии алтайцев, хотя в другом месте протяженного Чуйского тракта скульптурный знак, посвященный памяти строителей дороги, выглядел бы вполне уместно. Почему мы не соизмеряем свои решения с их последующей значимостью? Может, есть смысл остановиться, оглянуться и исправить откровенные «ляпы»?

Я слышал мнение на Чике-Тамане от людей, которые останавливались, чтобы повязать ленту «jалама»: такой памятник на священном перевале сродни памятнику Стаханову, будь он установлен у Храма Христа Спасителя. Такое, примерно, восприятие, при котором невольно возникает вопрос: что же, все-таки, с нами происходит?..

О.КОЖИХОВ,
исполнительный директор общественного фонда
«Новый век Чуйского тракта»