chiketВ течение последних нескольких лет на Алтае периодически то возникают, то затихают вопросы об отношении людей к наиболее известным и почитаемым перевалам нашей республики.

Именно об этом с душевной болью говорит Олег Кожихов в своей статье «Чике-Таманский перевал. Что с нами происходит?» (газета «Звезда Алтая» от 21.08.2019г. №33).

Каждый житель Алтая и многие приезжие гости вершины гор воспринимают, как нерукотворный храм для посещения, ознакомления и поклонения священным силам матери-природы.

Действительно, на наиболее высоких перевалах Алтая-Чике-Таман, Семинский, Улаганский, Ябоганский, Карасукский-есть специально отведенные места, для проведения обряда поклонения путников духам перевала. Не буду распространяться о деталях этого обряда, он включен в число объектов нематериального культурного наследия в Госреестре Республики Алтай.

Но особо хочу сказать о вершинах Чике-Таман и Семинский, где есть постоянные нарушения не только эстетического, но и ритуального восприятия объектов поклонения. Недалеко от места поклонения могут находиться лавки, туалеты и т.д. А беспорядочные торговые ряды напоминают базарный хаос лихих 90-х годов.

Даже приезжие гости впадают в изумление от этого беспорядка. Во время различных общественных обсуждений этого вопроса постоянно звучат рекомендации об их переносе в низины с двух сторон. Нам, жителям республики, должно быть стыдно за такой балаган возле священных мест!

belpsgdВ этом отношении, более благополучным остается Ябоганский перевал, где на вершине нет мест общего пользования, они расположены чуть ниже. Вообще, им не место на вершинах гор! Самое неприемлемое то, что все эти нарушения, оскверняющие наши чувства, совершаются на наших глазах. Ведь здесь находятся священные места, где идет моление или любование пейзажем, фотографирование на память.

И, кстати, в свое время, любимый фестиваль творческой молодежи «Чике-Таманская весна» мы зачинали наполненные этими сокровенными чувствами. Чтобы жители и гости республики осознавали роль, значимость красивейшего перевала, памятника природы, в истории и культуре Алтая. А подкрепиться, умыться и т.д. необходимо делать до или после восхождения на перевал. В низовьях размещение торговых точек с сувенирами, аилов было бы вполне уместным.

Считаю, что решение вышестоящего вопроса зависит от совместной работы, в первую очередь, всей общественности, администрации районов, предпринимателей, Правительства и Парламента Республики Алтай.

Со своей стороны, при формировании нового состава регионального Правительства и депутатского корпуса Госсобрания Эл-Курултай Республики Алтай, буду вновь поднимать актуальный вопрос о бережном отношении к нашим священным перевалам, чтобы довести его до логического завершения. В пользу соблюдения нравственности, морали и эстетики, традиционных духовных ценностей.

Иван БЕЛЕКОВ,
депутат Государственной Думы ФС РФ,
Председатель общественного фонда
«Новый век Чуйского тракта»