В 2016 году в Республике Алтай прошли торжества по случаю 260-летия со дня добровольного вхождения алтайского народа в состав России и 25-летия образования Республики Алтай. Судьбоносное значение исторического события XVIII-го века стало важнейшим этапом в жизни алтайского этноса. При активном участии В.И.Чаптынова была заложена традиция празднований добровольного вхождения алтайского народа в состав России на государственном уровне.

В феврале 1996 года Президиум Государственного Собрания—Эл Курултай Республики Алтай принял специальное постановление о торжественных мероприятиях по случаю празднования годовщины добровольного вхождения алтайского народа в состав России. После этого на уровне федеральной власти был принят Указ Президента РФ от 29 мая 1996 года «О 240-летии добровольного вхождения алтайского народа в Российское государство». В июле 1996 года были проведены крупные торжественные мероприятия с участием представителей федеральных министерств и ведомств.

В 2016 году у въезда в Республику Алтай была построена смотровая площадка, возведена конструкция стилизованного аила и установлена памятная доска с текстом указа императрицы Елизаветы о принятии алтайцев в российское подданство. 8 июля 2016 года было торжественно открыто движение по отремонтированному участку Чуйского тракта.

В открытии дороги приняли участие глава региона А.В.Бердников, помощник Президента России И.Е.Левитин, Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания И.И.Лоор, руководитель Росавтодора Р.В.Старовойт и другие официальные лица.

В период с 7 по 9 июля 2016 года был проведен межрегиональный народный праздник алтайского народа Эл-Ойын. Прошли конкурсы-фестивали конного убранства «Oбoкoлордин энчизи» (Наследие предков), конкурсы народных художественных промыслов и ремесел «Устар калазы» (Город мастеров), выставка охотничьих трофеев животных Республики Алтай, фестиваль «Эрjинелy Алтай» (Сокровенный Алтай), конкурсы народной песни «Jанар кожон», фестивали творческих коллективов Республики Алтай «Байлу Алтай», детского и юношеского творчества «Тан Чолмон» (Утренняя звезда), юмористический конкурс «Тастаракай». Состоялись спортивные состязания по национальным видам спорта - борьбе куреш, стрельбе из лука, поднятию камня, гиревому спорту, бегу с партнером, метанию булавы и лазанию на кедр. В рамках праздника алтайского народа в Горно-Алтайске прошёл Международный Курултай сказителей.

Из речи В.И.Чаптынова на торжественном митинге в честь 240-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России
16 июля 1996 года:

«Алтайский народ в XVIII веке входил в состав крупного государства Центральной Азии—Джунгарию и заселял огромную территорию, включавшую в себя современный Алтайский край, часть Новосибирской и Кемеровской областей, горную часть Восточно-Казахстанской области от Семипалатинска до г.Усть-Каменогорска. Делегации от этих территорий сегодня присутствуют на нашем общем празднике.

Джунгария представляла собой союз разных племен, мало связанных между собой экономическими отношениями. Племена кочевали по обширной территории обособленными группами. Государственных границ, в современном понимании смысла слова, не было. Слабость военно-государственного аппарата усиливалась междоусобицей среди алтайской знати.

Связи алтайцев с русским населением завязались со времени возникновения поселков и крепостей русских казаков, которые были обоснованы на границе Русского государства. Это были торговые, обменные отношения.

В начале XVII века к России были присоединены некоторые тюркские племена северной части Алтая. Так, например, в 1605 году были присоединены телеуты, жившие в бассейне реки Ини. Их подданство было оформлено в 1609 году. В 1627 году—шорцы.

В течение XVII века северные племена: туба, куманды, чалканду, из южных—телесы и часть телеутов были присоединены к России. Некоторые из них вошли в состав России добровольно. Значительная часть телеутов с 1658 по 1665 год переселилась к Кузнецку.

В целом развитие русско-алтайских отношений в XVII веке можно охарактеризовать как сближение русского и алтайского населения с установлением регулярных посольских обменов между представителями сибирской администрации и главами алтайских кочевых племен.
Джунгария почувствовала опасность потерять обширный и богатейший край с многочисленным населением. Джунгарские правители обращались с письмом к русскому правительству о возвращении Алтая, а также всей Южной Сибири, угрожали войной. Свои притязания Джунгария подкрепляла военными нападениями. Так, например, в 1709 году близ Кузнецка они сожгли восемь деревень, в 1710 году—Бикатунскую крепость, в 1718 году—захватили Ямышевскую крепость, позднее сожгли Белоярскую крепость.

По распоряжению Военной коллегии в начале 1748 года начинается строительство Ануйской и Катунской крепостей. Строительство укрепленных пунктов продолжается и в 1749 году. В бассейне реки Ульбы возводятся форпосты Красноярский и Шемонаевский.

В Джунгарии же в связи со смертью правителя Галдана-Церена жестокая борьба претендентов на ханский трон заметно ослабила силы государства.
Цинская империя долгое время пытавшаяся сокрушить Джунгарию, получила реальную возможность добиться успеха.

Весной 1755 года почти 200-тысячная армия Цинской династии вторглась в пределы Джунгарского государства. Не встречая организованного сопротивления, цинские войска приступили к поголовному истреблению мирного населения. Захватчики убивали мужчин, женщин, детей. Все, кто мог двигаться, бросились на север.

Алтайские зайсаны, не желавшие принимать китайское подданство, создавали конные отряды в 300—400 человек и вели бои с завоевателями. В обстановке жесточайшей истребительной войны с многочисленными и хорошо вооруженными завоевателями, не имея достаточных сил, чтобы защититься, алтайские зайсаны с осени 1755 года начали усиленно ходатайствовать перед русским правительством о приеме их со всем народом в подданство России.

Просьбы алтайцев были переданы в ноябре 1755 года императрице Елизавете Петровне. Специальным указом от 27 января 1756 года она разрешила прием всех желающих подданства России.
Царское правительство 2 мая 1756 года издало указ Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской господину генерал-лейтенанту, кавалеру и Сибирскому губернатору Мятлеву, о принятии алтайского народа в состав России.

С июня 1756 года по всей русско-джунгарской границе начался массовый переход алтайцев, выходящих из пределов погибшего государства. За три месяца было принято с произведением полной регистрации и приведением к присяге свыше 10 тысяч человек. В присяге говорилось: «Я пришел в подданстве быть и белому царю всем своим улусом желаем мы верно зла и лиха не думать, на русских людей стрелы не накладывать, лука не натягивать, саблей не замахиваться, из ружей не стрелять».
В конце июня 1756 года с Кузнецко-Колыванской линии была отправлена первая партия алтайских и джунгарских кочевников на Волгу в количестве 2 284 человек. Часть алтайцев была переселена в Красноярский уезд. Однако основная масса алтайского населения, приняв русское подданство, отказалась переселяться к калмыкам на Волгу, ссылаясь на нужду и разорение.

Вхождение в русское подданство продолжалось различными по количеству партиями в течение почти трех лет. Подданство оформлялось в Кузнецке, Кузедеевском форпосте (близ Кузнецка), в г.Бийске, в Усть-Каменогорской крепости, в Колывани и других местах. К ноябрю 1756 года у границ России проживало 13 тысяч кибиток алтайцев.

Именной указ императрицы от 16 ноября 1756 года констатировал добровольное вхождение значительного количества алтайцев в русское подданство как свершившийся факт и давал подробные инструктивные указания об их содержании. Это было юридическое оформление вхождения алтайцев в состав Российского государства и утверждение этого факта правительством России.
Так завершился этот трагический период в истории алтайского народа, при таких обстоятельствах навечно соединились судьбы алтайского и русского народов.

Россия сумела противостоять агрессии цинских завоевателей и защитила народы Южной Сибири от порабощения.
Добровольное вхождение алтайцев в состав России явилось для алтайского народа актом, имевшим глубоко прогрессивное значение в его исторической судьбе. Прежде всего, оно служило надежным щитом от внешних нападений и определенной гарантией от внутренних междоусобиц.

Экономические последствия этого исторического акта также носили положительный характер. Вхождение Алтая в Россию, способствовало значительному расширению русско-алтайской торговли, а также широкому взаимовлиянию и взаимообогащению в области материальной и духовной культуры русского и алтайского населения».