c_360_250_16777215_00_images_stories_2015_kruglstol_26.05.15_stol1.jpg

 

В республиканском Парламенте, по инициативе Комитета Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай по законодательству и национальной политике, состоялся «круглый стол» на тему: «О ходе реализации в Республике Алтай Указа Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики до 2025 года» с участием представителей законодательной исполнительной и власти Республики Алтай, общественных организаций.

В ходе заседания, на котором председательствовал Виктор Ромашкин, были подняты и обсуждены вопросы развития национальных взаимоотношений в регионе.

Открывая мероприятие, Виктор Ромашкин заметил, что вопрос межнациональных взаимоотношений является одним из актуальнейших. Поэтому Комитет ГС-ЭК РА по законодательству и национальной политике в данном направлении провел большую подготовительную работу.

Председательствующий предоставил слово спикеру республиканского Парламента Ивану Белекову.

Иван Белеков подчеркнул, что рассматриваемый вопрос очень важен и, на сегодняшнем этапе современной политической истории, имеет особую актуальность. Издан Указ Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики до 2025 года». На федеральном и на региональном уровнях созданы специальные государственные структуры, которые занимаются проблемами национальных отношений. Это-и федеральное агентство, которое возглавляет бывший депутат Государственной Думы Баринов.

В этом году, впервые в нашей парламентской практике, мы в республиканском Парламенте создали специальный Комитет по законодательству и национальной политике. В Правительстве Республики Алтай по Указу Главы Республики Алтай создан Комитет по национальной политике и общественным объединениям.

При подготовке к сегодняшнему "круглому столу", были проанализированы некоторые аспекты законодательно-правовых основ национальной политики Республики Алтай. В настоящее время, в Парламенте создана определенная система законодательно-правовых норм по данному важнейшему направлению. Это, прежде всего-республиканские базовые законы об образовании, о культуре, где межнациональным, межконфессиональным вопросам уделено достойное внимание.

Также у нас седьмой год действует закон «О регулировании отношений в области развития нематериального наследия народов Республики Алтай». Чтобы к этой теме не возвращаться, скажу, что мы выступили с инициативой принятия федерального закона по этой проблеме. При поддержке спикера верхней палаты Федерального Собрания Валентины Ивановны Матвиенко, наш законопроект отдельным разделом вошел в проект федерального базового закона о культуре. Раздел называется: «Нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации». К предстоящей сессии подготовлены поправки к Конституции Республики Алтай, где также речь идет о некоторых вопросах национальной политики.

Два года нам пришлось отстаивать конституционные нормы, касающиеся нашего второго государственного языка, в части национально-региональной программы в образовании. Теперь, в Конституции Республики Алтай вопросы преподавания алтайского языка представлены в обновленном виде, в соответствии с федеральным законодательством.

Парламентом РА, в свое время, были приняты постановления о Дне русского языка в Республике Алтай (6 июня, в день рождения Пушкина) и о праздновании Дня алтайского языка. Также внесены изменения в закон «О памятных датах и праздниках Республики Алтай». Там есть и «Чагаа-Байрам», и «Наурыз», и «Масленница». Четыре года назад, мы приняли инициативу Турочакского районного Совета о празднике Купальской ночи. Этот праздник тоже внесен в наш законодательный акт. До этого, внесены праздники «Эл-Ойын», «Родники Алтая».

В 2010 году, накануне российской переписи населения, была проведена научно-практическая конференция «Единство этнического разнообразия–основа устойчивого развития Республики Алтай». Здесь, мне кажется, были приняты очень серьезные рекомендации, касающиеся этнического единства алтайского народа. Два года назад, в Парламенте РА была проведена научно-практическая конференция «Алтай в цивилизационном пространстве Евразии», основу которой составляют вопросы межнациональных, межконфессиональных отношений и межкультурный диалог на евразийском пространстве.

И.Белеков подчеркнул, что основу государственной национальной политики Республики Алтай составляют важнейшие два фактора. Это-два государственно образующих народа–русского и алтайского. Русский народ–государственно-образующий народ российского государства, а также и Республики Алтай, которая является неотъемлемой частью России. Являясь большинством населения в Республике Алтай, русский народ выполняет региональную государственно образующую функцию.

Алтайский народ является государственно-образующим фактором Республики Алтай или, как принято говорить, титульным этносом, давшим название республике и одному из государственных языков–алтайскому.

Именно эти основополагающие факторы, как считает спикер, являются ядром и концептуальным ориентиром всей государственной национальной политики в Республике Алтай.

Иван Белеков отметил, что важнейшим, для нас, является исторический опыт длительного совместного проживания разных этносов. Опыт длительного совместного проживания разных этносов, прежде всего, тюрко-славянского единства, в масштабе всей России и Республики Алтай является основополагающим фактором, который имеет глубокие исторические корни и опыт межкультурного мирного сосуществования, а главное–обогащения. Мы это должны беречь, как зеницу ока, и наполнять новым содержанием, с учетом особенностей и исторических традиций Алтая.

Спикер уверен, что развитие позитивного опыта межкультурного общения, сегодня, приобретает особую актуальность. Межкультурный диалог, на основе общих исторических корней, со времен и Хазарской Руси, Киевской Руси, Татарской и Петровской Руси, Советского Союза, всегда составляло тюркско-славянское единство. И то, что, сегодня, имеем с Майданом, мы двадцать лет назад уже потеряли общую этническую нить, упустив момент наших общих этнокультурных корней. Ведь украинский и русский народы-это один этнос.

Опыт межкультурного диалога, этнического единства и разнообразия не всегда учитываем в своей государственной национальной политике. В связи с этим, хочу вспомнить одно из последних высказываний русского мыслителя Л.Н.Гумилева, который сказал: «Если Россия, в будущем, будет спасена, то только, как евразийская держава». Вот-цена евразийства.

Иван Белеков напомнил участникам "круглого стола", что, в конце 2014 года, состоялся Госсовет по культуре, который проводил Президент России В.В.Путин (спикер был включен в рабочую группу по подготовке доклада Президента, как раз, по евразийской тематике, мы внесли ряд предложений, по ним, есть конкретные поручения Президента, связанные с развитием межкультурного диалога на Евразийском пространстве, включая создание специального консультативного совета или комиссии по культуре в рамках Евразийского экономического Союза).

Как считает И.Белеков, укрепление межкультурного Евразийского пространства должно подразумеваться не только в рамках постсоветского пространства, но и внутри самой России. Вот где должен быть межкультурный диалог или цивилизационное культурное пространство-внутри Российской Федерации, состоящей из множества народов. В связи с этим, в рамках сегодняшнего "круглого стола" Председатель ГС-ЭК РА внес предложение изучить вопрос о создании Евразийского этнического союза Республики Алтай, как организации межэтнического сотрудничества регионального уровня.

Как заявил спикер, в этом контексте есть и внутриэтнические проблемы, имеется в виду проблемы внутриэтнического единства алтайского народа. Это, к сожалению, закоренелая проблема. Будем надеяться на преобладание здравого смысла и взвешенных действий органов власти и общественных организаций.

Что касается коренных малочисленных народов, то И.Белеков заметил, что в республике действует специальная госпрограмма. Челканцы, тубалары, оставаясь в списке коренных малочисленных народов, являются субэтносами алтайского народа.

Что касается казахов, казахского населения, проживающих в нашей республике-это более 6% населения республики. Они–неотъемлемая часть всего многонационального народа республики, они–казахи Алтая. В этом наше единство, единство в этническом многообразии. Для примера, скажу, что мы, в свое время, музею старообрядцев Алтая им.Рериха в с.Верх-Уймон придали статус республиканского музея. Также создали музей казахов Алтая, с республиканским статусом. В таком направлении мы должны строить нашу национальную политику. Богатство Алтая-испокон веков, в единстве многообразия.

В завершение Иван Белеков призвал участников "круглого стола" принять активное участие в обсуждении. "Рекомендации, которые мы примем совместно с Правительством, мы должны реализовать", -заметил он.

После выступления руководителя республиканского Парламента, Министр образования и науки РА Алексей Бондаренко приветствовал участников «круглого стола» от лица Правительства РА, заметив, что есть ряд вопросов, над которыми нам вместе надо подумать и определиться, при создании стратегии по данному направлению. Представитель высшего исполнительного органа власти региона заверил присутствующих, что Правительство РА держит во внимании весь спектр вопросов в сфере национальной политики. Для этого, в Правительстве РА создан Комитет по информационной политике и межнациональным отношениям, связям с общественностью.

Затем, с докладом «Состояние нормативно-правовой базы в сфере межнациональных отношений в Республике Алтай» выступил Виктор Ромашкин.

В своем выступлении руководитель парламентского комитета отметил, что, в настоящее время, и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Российской Федерации, особое внимание уделяется формированию качественной нормативной правовой базы, регулирующей весь пласт межнациональных отношений.

Концепция государственной национальной политики, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996г. №909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации», была пересмотрена, с учетом современных тенденций развития России, и 19 декабря 2012 года, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №602 «Об обеспечении межнационального согласия», был принят Указ Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики до 2025 года» №1666.

Утвержденная Президентом Российской Федерации «Стратегия государственной национальной политики...» определяет систему современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики, а также содержит анализ состояния межэтнических отношений в России и определяет основные управленческие, правовые, социально-экономические и культурно-образовательные механизмы по их развитию и укреплению.

Реализация Стратегии должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики Российской Федерации государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами.

Как подчеркнул В.Ромашкин, основными вопросами национальной политики, требующими особого внимания властей, по-прежнему, являются 4 позиции: сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности; обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; создание дополнительных социально-экономических и политических условий, для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.

Приоритетными направлениями являются совершенствование государственного управления и развитие международного сотрудничества в сфере национальной политики, создание условий, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Необходимо также развивать систему гражданско-патриотического воспитания, совершенствовать взаимодействие властей с институтами гражданского общества и др.

В соответствии с этим Указом Президента Российской Федерации, органам государственной власти субъектов и муниципалитетам рекомендовано руководствоваться положениями данной Стратегии, при осуществлении своей деятельности. Настоящая Стратегия входит в систему документов государственного стратегического планирования.

Виктор Ромашкин перечислил ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере межнациональных отношений на федеральном уровне: Закон РФ от 17 июня 1996 года №74-ФЗ «О национально-культурной автономии»; Закон РФ от 25 октября 1991 года №1807-I «О языках народов Российской Федерации»; Закон РФ от 30 апреля 1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»; Закон РФ от 20 июля 2000 года №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; Закон РФ от 7 мая 2001 года №49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2015 года №168 было образовано Федеральное агентство по делам национальностей. Агентству были переданы функции Министерства культуры Российской Федерации по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации, реализации этнокультурных потребностей граждан, принадлежащих к различным этническим общностям, по обеспечению эффективного использования субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями средств государственной поддержки, предусмотренных на этнокультурное развитие народов Российской Федерации, а также иные функции в указанной сфере деятельности. А также функции Министерства юстиции Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере взаимодействия с казачьими обществами.

Республика Алтай–один из субъектов Российской Федерации, который отличается своей устойчивой, стабильной общественно-политической ситуацией. В республике, по результатам последней переписи населения 2010 года, зарегистрированы представители 91 национальности, в т.ч.: 55,68%-русских, 33,38%- алтайцев, 6,07%-казахов. Конституция Республики Алтай так же, как и Конституция Российской Федерации, провозглашает принцип равноправия народов, населяющих республику, одной из незыблемых основ её конституционного строя и деятельности (ст.2).

В соответствии с Конституцией, Республика Алтай гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий, для его изучения и развития (ст.13), а также гарантирует и обеспечивает защиту исконной среды обитания и традиционного самобытного уклада жизни и хозяйствования коренного народа и малочисленных этнических общностей в местах их компактного проживания, в соответствии с федеральными и республиканскими законами, принципами и нормами международного права (ст.24).

Кроме того, согласно Конституции, Республика Алтай принимает меры по сохранению и развитию культуры, науки, духовных ценностей, историко-культурного наследия, самобытности традиций, обычаев всех народов, населяющих республику (ст.50).

Председатель парламентского комитета назвал республиканские законы, действующие, в настоящее время, в Республике Алтай, регулирующие отдельные области межнациональных отношений: Закон Республики Алтай от 03.03.1993г. №9-6 «О языках народов, проживающих на территории Республики Алтай» (закон устанавливает основные принципы языковой политики в Республике Алтай, правовое положение языков на территории Республики Алтай, регулирует использование языков в органах государственной власти и управления, в работе государственных органов, предприятий, учреждений и других сферах); Закон Республики Алтай от 06.10.2009г. №48-РЗ «О перечне территорий компактного проживания коренных малочисленных народов в Республике Алтай»; Закон Республики Алтай от 25.06.2014г. №53-РЗ «О культуре в Республике Алтай» (законом установлены общие принципы государственной поддержки и сохранения культуры и языков народов республики).

Также, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики…», Правительством Республики Алтай издано распоряжение от 01.11.2013г. №712-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Республике Алтай».

Таким образом, как считает В.Ромашкин, можно сделать вывод, что нормативно-правовая база Республики Алтай, посвященная вопросам межнациональных отношений, в настоящее время, активно формируется. В последние годы, в Республике Алтай созданы структуры, призванные обеспечить реализацию государственной национальной политики в Республике Алтай и создание качественной нормативной базы в этой области общественных отношений. В целях дальнейшего улучшения межнациональной и межконфессиональной обстановки в регионе, Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 17 августа 2012 года №195-у создан Совет при Главе Республики Алтай, Председателе Правительства Республики Алтай по межнациональным отношениям. В состав Совета вошли все заинтересованные лица, в т.ч. лидеры национальных организаций, руководители силовых структур, министерств и ведомств Республики Алтай.

Проведенная органами государственной власти нашей республики работа в сфере межнациональных отношений позволяет, для реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, перейти к принятию республиканской целевой программы.

Сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к этнокультурной самобытности многонационального народа России–стратегическая задача современного общества и государства. И, в связи с этим, правовое регулирование межнациональных отношений требует особого подхода и взвешенных решений, а главным принципом здесь должен выступать древний принцип врачевания «не навреди». Тем более, это нужно сейчас, когда внешние силы будут стремиться посеять в России ростки «цветных революций».

Как известно, неделю назад (19 мая 2015 года), Президент Российской Федерации В.В.Путин провел совместное заседание Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку. Там было уделено большое внимание проблемам языков народов Российской Федерации. В Республике Алтай одной из проблем в этой сфере является нормализация географических названий, в т.ч. и населённых пунктов, имеющих первоначальное название на алтайском языке. Существуют определённые трудности передачи алтайских названий на русском языке, особенно тех, в которых используются звуки, неимеющие буквенного обозначения в русском языке.

В соответствии с Федеральным законом «О наименовании географических объектов», нормализация наименований географических объектов на других языках народов Российской Федерации (кроме русского) осуществляется, в соответствии с правилами и традициями употребления наименований географических объектов на указанных языках. Поэтому необходимо разработать данные Правила, для алтайских наименований географических объектов.

К сожалению, Инструкция по русской передаче географических названий в Республике Алтай, утверждённая распоряжением Правительства Республики Алтай от 16 октября 2013 года №664-р, вступает в противоречие с федеральным законодательством. У субъектов Российской Федерации действующим законодательством таких полномочий не предусмотрено. Подобная Инструкция может быть принята Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. В настоящее время, чтобы не вносить сумятицу, данную Инструкцию следует признать утратившей силу.

Председатель парламентского комитета выразил уверенность, что выступления и предложения участников «круглого стола» лягут в основу долгосрочной перспективы устойчивого развития межнациональных отношений.

После выступления В.Ромашкина, с докладом «О совершенствовании государственного управления в сфере государственной национальной политики Республики Алтай» выступил председатель Комитета по информационной политике, межнациональным отношениям и связям с общественностью Владимир Торбоков.

Он заявил, что одним из приоритетных направлений, при выполнении Стратегии является совершенствование государственного управления, взаимодействие властей с институтами гражданского общества. В.Торбоков отметил, что в ноябре 2013 года было принято распоряжение в ноябре 2013 года №712 «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года в Республике Алтай».

Во исполнение второго пункта данного распоряжения, все муниципальные образования Республики Алтай разработали и утвердили районные планы мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики. Проведенные исследования о наличии очагов межнациональных, межконфессиональных конфликтов на территории нашей республики показали, что потенциальная угроза возникновения межэтнических, межнациональных конфликтов в республике отсутствует, однако, имеются локальные очаги напряженности, главным образом, в сфере межконфессиональных отношений, вызванные отдельными случаями явного конфликта и скрытого противостояния между представителями разных религий и конфессий, в частности, бурханистами и, так называемыми, «беловерцами» Онгудайского района.

Как считает В.Торбоков, в числе неотложных задач-наличие в муниципальных образованиях специалистов, ответственных за решение этноконфессиональных отношений. А в Правительстве Республики Алтай-отдельная структура, отдел, сектор, курирующий межэтнические, межнациональные вопросы в рамках региональной внутренней политики. В.Торбоков отметил, что возглавляемый им Комитет активно работает.

«Пока что, мы всего лишь разрабатываем, можно сказать, и многое недорабатываем в плане того, что нам необходимо привести уставные документы и так далее, создать координационные советы, общественные советы при Комитете, которые работали бы с общественностью, общественными организациями», -заметил он. Такие советы по межнациональным вопросам создаются.

Как считает В.Торбоков, одним из приоритетных направлений является подготовка кадров. В июне 2014 года Правительство направило гражданских служащих органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Алтай в Сибирский институт управления-филиал РАНХиГС (СИУ РАНХиГС) при Президенте Российской Федерации.

Руководитель Комитета предложил внести в резолюцию "круглого стола" предложение: рекомендовать Правительству Республики Алтай разработать и принять документ об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии национальной политики Российской Федерации на 2016-2019 годы.

Министр образования и науки Республики Алтай Алексей Бондаренко в своем выступлении остановился на вопросах реализации государственной национальной политики в сфере образования Республики Алтай.

По мнению Министра, задачи государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения заключаются в формировании у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса.

Все это реализуется, путем введения в программы общеобразовательных учреждений региона образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов Республики Алтай и России; использования в системе образования региона двуязычия, как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия; совершенствования учебной литературы и программ обучения, в целях более эффективного формирования у подрастающего поколения общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения; подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В частности, Министр заметил, что учебные предметы «Алтайский язык», «Алтайская литература» преподаются в 120 из 183 общеобразовательных учреждений Республики Алтай. Доля изучающих эти предметы составляет 34% от общего числа обучающихся (10 655). Во всех общеобразовательных учреждениях республики с 6 по 9 класс преподается учебный предмет «История Горного Алтая». В 2014-2015 учебном году учебные предметы «Алтайский язык», «Алтайская литература» в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай преподают 184 педагога.

В рамках ведомственной целевой программы «Развитие алтайского языка» на 2013-2015г.г. ведется системная, целенаправленная работа по учебно-методическому обеспечению учебных предметов «Алтайский язык», «Алтайская литература» и этнокультурной составляющей содержания общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС. В настоящее время, отработан механизм разработки и издания учебно-методических комплексов (далее-УМК) по региональным предметам.

А.Бондаренко отметил, что с 2012 по 2014г.г. разработано и издано 84 наименования учебно-методической литературы, переиздано–8. Общая сумма расходов за 2012-2014г.г. составляет 13 013 231 рублей. Из них в 2012 году-4 326 377,03 рубля, в 2013 году-4 448 520,58 рубля, в 2014 году-4 238 333,63 рубля. В 2014-2015 учебном году уровень обеспеченности школьными учебниками по алтайскому языку в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай составил 93,4%, алтайской литературе–98,4%, истории и культуре Горного Алтая–96%. Уровень обеспеченности образовательного процесса методическими пособиями по алтайскому языку, литературе и этнокультурной составляющей содержания общего образования в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай составил 89%.

Министр также заметил, что, в целях создания целостной системы непрерывного обучения родному (алтайскому) языку начата работа по реализации Дорожной карты по обеспечению условий, для открытия национальных (алтайских) групп в дошкольных организациях Республики Алтай, утвержденной приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 1 сентября 2014 года №1310.

Как считает А.Бондаренко, в перспективе, необходимо решать следующие задачи: развивать инновационные направления, связанные с этнокультурным содержанием региональной системы образования; совершенствовать систему поддержки талантливых детей, проявивших особые способности в изучении родного языка, литературы и истории Республики Алтай; инициировать проведение региональных научно-исследовательских конкурсов, с целью развития этнокультурного и языкового многообразия.

«Республика Алтай–территория межнационального согласия». Так назвал свое выступление заместитель председателя Комитета Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай по образованию, культуре, спорту, молодежной политике, общественным объединениям и средствам массовой информации Укмет Альпимов.

Обращаясь к присутствующем в зале, парламентарий подчеркнул, что межнациональное согласие всегда было основой, фундаментом, непременным условием и экономического, и культурного, и социального развития. Базируется оно (это межнациональное согласие) на простом и понятном факте жизни, что мы все родились на одной земле, вместе росли и рука об руку идем по жизни. И другого просто не дано.

Во всех районах республики, по большому счету, абсолютное большинство населения также живет и так думает. Однако, есть определенные проблемы, которые возникают, время от времени. Когда мы говорим о таких несогласованных вопросах, о несогласных больших и малых группах людей, я считаю, что это несогласие с большинством отдельных людей или отдельных групп и главными причинами этих несогласий являются проблемы извлечения экономических выгод, чаще всего, неудовлетворенные личные амбиции. Я думаю, что, за многие годы, мы научились, в целом, вместе решать эти проблемы.

К чести наших граждан, людей всех национальностей, народностей, при том, во все времена, при любых спорах верх, все-таки, брало осознанное чувство необходимости прийти к согласию, найти в разных точках зрения общее, увидеть необходимость идти на какие-то уступки, чтобы тебя понимали, что ты своим отличным от большинства мнением подводишь своих же людей. Это давало и дает жить на своей территории, решать общие, для своего села, своего района вопросы, какими бы ни были они сложными. Без согласия нет решения, и это понимает большинство людей, это-главное, на котором мы должны строить свою политику, свою работу сегодняшнюю и планы на будущее. Из всех вопросов по национальным проблемам вижу один вопрос–изучение языков.

В г.Горно-Алтайске, согласно последней переписи населения, живут 1 200 казахов, в школах города обучаются 160 детей, по данным Отдела образования Администрации города на 1 сентября. Проблема–это обучение детей казахской национальности родному языку. Этой проблемы несколько лет, вообще, не было потому, что было меньше людей. Я считаю, что во всех районах, где казахское население живет, вопросы решены, кроме г.Горно-Алтайска. И проблема в городе остается. И думаю, что проблем больших нет потому, что вопрос с преподавателями можно решить, в одной школе-один-два кабинета казахского языка найдем, остается вопрос по оплате труда и вопрос подвоза детей из других школ и так далее.

Укмет Альпимов предложил внести в проект резолюции "круглого стола" пункт об организации, к началу следующего учебного года, факультативного обучения в г.Горно-Алтайске детей казахской национальности родному языку.

О работе Комитета по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Алтай, направленной на реализацию Стратегии государственной национальной политики рассказал Председатель Комитета по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Алтай Владимир Челчушев.

Руководитель Комитета отметил, что Комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Алтай и органы исполнительной власти муниципальных образований Республики Алтай в области физической культуры и спорта, руководствуясь положением Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, проводят государственную политику, направленную на дальнейшее обеспечение интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности народов, проживающих на территории Республики Алтай, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов республики, обеспечение конституционных прав и свобод граждан через развитие массовой физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни среди всех демографических групп населения республики, создание нормативно-правовых и организационных механизмов, подготовку кадров и укрепление материально-спортивной базы Республики Алтай, активизацию всестороннего сотрудничества народов республики, развитие их национальных культур.

Ярким примером такого взаимодействия, как считает В.Челчушев, служит развитие национальных видов спорта на территории Республики Алтай. Национальные виды спорта в Республике Алтай являются неотъемлемой частью спорта и физического воспитания. В настоящее время, на территории Республики Алтай получили развитие национальные виды спорта, имеющие утвержденные правила соревнований: ok jaa (стрельба из лука), алтай шатра, гиревой спорт, алтай куреш, кок-бору, самбо, поднятие камня, городошный спорт, конные скачки и камчи. В спортивную часть масштабных республиканских мероприятий «Эл-Ойын», «Тюрук-байрам», «Родники Алтая», «Наурыз» также включены соревнования по национальным видам спорта, что служит сохранению и развитию культур и языков народов Республики Алтай, укреплению их духовной общности. По статистическим данным, сегодня в республике национальными видами спорта занимаются 2 400 человек.

По словам руководителя, Комитет занимается работой с неформальными лидерами, межкультурным воспитанием молодежи. В муниципальные, так и в региональные молодежные мероприятия, так или иначе, включают этнокультурный компонент. Наиболее действенной мерой профилактики национальной нетерпимости является гражданское и патриотическое воспитание молодежи: военно-патриотические и военно-спортивные клубы и движения, центры допризывной подготовки. Чем больше военно-патриотических и особенно военно-спортивных клубов, поисковых отрядов, кадетских классов, кружков военно-технического творчества, тем меньше проявлений, любого рода, нетерпимости фиксируется в подростковой и молодежной среде.

О деятельности некоммерческих организаций Республики Алтай, созданных по национальному признаку, присутствующих информировала главный специалист отдела по делам некоммерческих организаций, контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай Елена Аникина.

Представитель Минюста отметила, что, на сегодняшний день, в ведомственном реестре Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай зарегистрированы 66 некоммерческих организаций, созданных по национальному признаку. Национальные объединения, зарегистрированные на территории Республики Алтай, созданы преимущественно в организационно-правовой форме «общественная организация» и «общины коренных малочисленных народов». По территориальной сфере деятельности национальные общественные объединения делятся на местные и региональные. Общественные объединения, созданные по национальному признаку, и общины коренных малочисленных народов, зарегистрированные на территории Республики Алтай, объединяют представителей следующих национальностей, этнических групп и народов: армяне, узбеки, поляки, алтайцы, казахи, тубалары, теленгиты, челканцы, кумандинцы. Перечисленный национальный состав некоммерческих организаций обусловлен многими факторами, в т.ч. историческими, политическими и социально-экономическими. Превалирование объединений алтайцев является закономерным результатом специфического этнического состава коренного населения Республики Алтай.

Как заметила Е.Аникина, существующие на территории Республики Алтай национальные общественные объединения можно разделить на две группы. Деятельность первой и самой многочисленной группы направлена на представителей конкретной этнической группы. Например, региональное общественное движение «Курултай алтайского народа», региональная общественная организация «Союз алтайского народа», региональная общественная организация «Конгресс алтайского народа», местная общественная организация казахов Кош-Агачского района Республики Алтай «Курултай (собрание) казахов Кош-Агачского района», местная общественная национально-культурная организация казахов г.Горно-Алтайска Республики Алтай «Таулы Алтай» (Горный Алтай).

Деятельность этих организаций, прежде всего, направлена на сохранение этнической индивидуальности, культурных традиций народа.

Деятельность же второй группы национальных некоммерческих организаций направлена на укрепление межнациональных отношений. Например, Ассоциация «Алтайско-японский культурный центр «Кин» («Сокровище»), Алтайская республиканская общественная организация «Польское национально-культурное объединение «Здруй» («Родник»)», региональная общественная организация «Совет узбекских диаспор» Республики Алтай. Она посвящена культурному и информационному обмену между представителями различных национальностей, с целью установления дружеских и добрососедских отношений, предотвращения межэтнических конфликтов.

Основными видами деятельности, для всех категорий национальных некоммерческих организаций, независимо от этнической принадлежности, являются: проведение национальных праздников (творческие номера на национальных языках, с использованием национальных костюмов, музыкальных инструментов, приготовлением национальных блюд), организация поездок соотечественников на историческую родину, обучение родному языку, организация кружков, для обучения национальным ремеслам, организация соревнований по национальным видам спорта, работа с молодежью, с целью привлечения к национальной культуре.

Кроме того, при необходимости, членам национальных общественных объединений оказывается правовая и организационная помощь, в которой нуждаются лица, вновь прибывающие на территорию Республики Алтай.

Как заявила Е.Аникина, признаков экстремизма в деятельности национальных некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Республики Алтай не выявлялось.

Руководитель Общественного движения «Курултай алтайского народа» Бронтой Бедюров в своем выступлении затронул тему развития и совершенствования национального и социального согласия в регионе.

Лидер общественного движения обратил внимание участников "круглого стола" на ряд проблем в межэтнических и межконфессиональных отношениях. «Двадцать пять лет назад, мы говорили об интернационализме. Сейчас, мы не употребляем этот термин. Потому, что мы разорваны по национальным квартирам, по религиозным конфессиям. Говорим об этом и пытаемся, каким-то образом, найти лад и согласие в нашем обществе, в то время, когда наши базовые ценности как были, так и остались в традициях нашего народа, многонационального народа, и не только в Республике Алтай», -заявил Б.Бедюров.

«Когда мы смотрим на ситуацию в нашем обществе, понимаем, что неслучайно мы проводим, такого рода, "круглый стол". Сегодняшний разговор-очень важный, своевременный в нашей республике, и, тем не менее, уповать, благодушничать нам не следует потому, что идет война. Война нового типа. Братский украинский народ оккупирован, задавлен. На Украине мы видим пример межцивилизационной, религиозной войны».

При этом, выступающий предостерег от недооценки национальных особенностей и одобрил озабоченность руководства страны в данной сфере, а также «предупредительную работу, учитывая, что необходимо развивать и сохранять языки».

Б.Бедюров также высказался о роли русского языка. «Мы не до конца понимаем, насколько в сложном положении находится русский язык в мировом контексте потому, что хотят подорвать позиции русского языка, -заметил он –русский язык хотят вытеснить из наших братских республик. В этом отношении укреплять позиции русского языка, а в контексте русского языка и языки наших народов, является очень важным региональным аспектом проведения единой национальной политики нашей страны».

Б.Бедюров считает правильным решение о воссоздании Комитета по информационной политике, межнациональным отношениям и связям с общественностью в Правительстве.

«Мы, до сих пор, очень плохо понимаем свое местоположение, свою силу, свои возможности. Как-то, еще не пришли к этой мысли, что и мы можем быть интересны своим словом, своей культурой, своими заделами в области национальной политики потому, что нам нечего делить. Мы все живем в одном месте, в одной прекрасной замечательной республике, которую мы вместе должны строить, защищать…», -подчеркнул выступающий.

Б.Бедюров внес в проект резолюции ряд редакционных поправок. В частности, он предложил подключить к работе с населением (а не только с молодежью) по профилактике и недопущению проявления экстремизма «силовые органы»

Начальник центра противодействия экстремизму Министерства внутренних дел по Республике Алтай Алексей Попов в своем выступлении рассказал о мерах, принимаемых Министерством внутренних дел по Республике Алтай по предупреждению и пресечению межнациональных и межконфессиональных конфликтов на подведомственной территории. Он, в частности, отметил, что, по результатам проведённого анализа оперативной обстановки на территории республики, наметилась отрицательная динамика в совершении преступлений и правонарушений, с использованием средств массовой информации и сети «Интернет», а именно распространением материалов, носящих экстремистский характер.

На территории оперативного обслуживания осуществляют деятельность 453 некоммерческие организации, из них: 263-общественных объединений, 176-общественных организаций, 19-общественных фондов, 3-общественных учреждения, 30-региональных отделений политических партий, 20-профсоюзов, 8-общественных движений и 6-общественно-государственных общественных объединений.

Наряду с активной деятельностью общественных объединений на подведомственной территории, зарегистрированы 52 религиозные организации. Из них 28–православных организаций, 8–мусульманских, 4–буддистские, 1–католическая, 1–Свидетели Иеговы, 7–христиан веры евангельской, 2–христиане-адвентисты, 1–пресвитерианские христиане, которые, в последнее время, влияния на общую оперативную обстановку не оказывают.

А.Попов рассказал о деятельности в части контроля за миграционными потоками, отметив, что Миграционные процессы прибывающих граждан как из других субъектов Российской Федерации, так и из стран ближнего и дальнего зарубежья незначительно снижены. Так, за истекший период 2015 года, на территорию Республики Алтай прибыло 2 733 человека (АППГ-2 822-3,15%).

Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории региона, за текущий период 2015 года, совершено 3 преступления (-25%; АППГ-4), их удельный вес от общего вала преступлений составил 0,4%. В отношении иностранных граждан совершено 3 преступления (+50 %; АППГ-2).

За анализируемый период, на территории республики расследовано 787 преступлений, которые совершили 697 лиц, из них 391–русской национальности, 269–алтайцами, 22–казахами, иными национальностями–15.

Также 40 преступлений в составе групп совершили 68 лиц, в их числе: русские–40, алтайцы–21, казахи–4, азербайджанцы–2, тувинцы–1.

"Приведённая статистика свидетельствует о незначительном влиянии представителей этнических групп на сложившуюся криминогенную ситуацию в регионе. Подавляющее большинство преступлений совершено представителями коренных, для республики, национальностей (русскими, алтайцами и казахами)", -подчеркнул представитель МВД.

А.Попов отметил, что, в результате проведенных оперативно-профилактических мероприятий, в текущем периоде 2015 года, каких-либо преступлений, совершенных участниками диаспор и землячеств на национальной почве, имеющих общественный резонанс, не допущено. Деятельность экстремистских молодежных организаций на территории Республики Алтай не установлена (как среди официально зарегистрированных, так и неформальных). Каких-либо экстремистских проявлений в студенческой среде не зафиксировано.

На постоянной основе организовано проведение рабочих встреч с лидерами религиозных, общественных и национальных организаций, осуществляющих деятельность на подведомственной территории. За текущий период 2015 года, проведено 57 рабочих встреч, где обсуждены вопросы недопущения в деятельности организации экстремистских проявлений, а также пропаганды вражды и расовой неприязни.

В ходе проведенного правоохранительными органами комплекса оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, в текущем периоде 2015 года, насильственных преступлений по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, а также массовых беспорядков, имеющих широкий общественный резонанс, на территории Республики Алтай не зарегистрировано.

А.Попов внес ряд предложений в проект резолюции "круглого стола". В т.ч., рекомендация в адрес Министерства культуры Республики Алтай, МВД по Республике Алтай о принятии мер по взаимодействию с общественными объединениями, национальными диаспорами, объединениями, союзами, в целях профилактики правонарушений на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Еще одна рекомендация предложена в адрес Министерства образования Республики Алтай, Комитета ГС-ЭК РА по законодательству и национальной политике: о проведении разъяснительной и пропагандистской работы в образовательных учреждениях республики, направленной на недопущение экстремизма в молодежной среде, в т.ч. и в сети «Интернет».

В дальнейшем, по теме "круглого стола" высказались его участники.

Доктор исторических наук, профессор Иван Медведев отметил имеющиеся достижения в вопросе межнациональных отношений в республике. Они, по мнению выступающего, есть. К примеру, развивается литература, спорт. У нас много замечательных моментов, на которых надо строить работу не на голом листе. "Все это надо проанализировать", -считает ученый..

Председатель Комитета по образованию, культуре, молодежной политике, спорту, общественным объединениям и СМИ Вячеслав Уханов отметил важность и своевременность обсуждаемой темы и затронул аспекты формирования языковой политики. Здесь, депутат отметил недопустимость узковедомственного подхода. Председатель парламентского комитета высказал мнение о том, что Государственному Собранию-Эл Курултай совместно с Правительством РА необходимо разработать проект ФЗ о внесении изменений в два закона, первый из них–о языках народов Российской Федерации, а второй–о внесении изменений в Бюджетный кодекс. Чтобы государственные языки изучались, только на основе государственных программ.

Старший помощник прокурора Республики Алтай Юлия Юркина внесла предложение о добавлении в п.2 проекта резолюции "круглого стола", где указано «об организации проведения разъяснительной, пропагандистской работы, взаимодействия с общественными организациями», наряду с МВД, прокуратуры Республики Алтай.

Представитель прокуратуры отметила, что органы прокуратуры осуществляют деятельность по правовому просвещению населения Республики Алтай, в т.ч. молодежи. В рамках пропаганды национального единства, профилактики экстремистских проявлений прокуроры встречаются с молодежью в течение учебного года, проводятся уроки Конституции в начале учебного года, встречаются с молодежью и в летний период времени в лагерях, на пришкольных площадках. Также прокурором РА внесен в Парламент Республики Алтай законопроект о патриотическом воспитании в Республике Алтай, который также преследует те же цели, которые здесь озвучивались.

Депутат Республики Алтай Михаил Федькин призвал в проекте резолюции усилить положение о роли и ответственности средств массовой информации, особенно электронных средств массовой информации, которые, порой, навязывают нам чуждую идеологию, не укрепляют дружбу между народами. А это является одним из клиньев, которые используют во враждебном государстве, чтобы посеять раздор. Поэтому государство и должно отслеживать и фильтровать.

И.о.директора Института алтаистики им.С.С.Суразакова Наталья Тадышева тезисно высказалась на некоторых положениях Стратегии государственной национальной политики. По её мнению, важным является укрепление гармонии и согласия в многонациональном российском обществе, где, независимо от этнической, религиозной принадлежности, каждый гражданин осознавал бы себя гражданином единого государства.

Представитель научного сообщества также отметила, что в рамках ведомственной целевой программы «Этнокультурное наследие народов Республики Алтай–основа устойчивого развития региона» Институтом алтаистики проводятся научно-исследовательские проекты. В прошлом году, завершился двухгодичный проект религиозной деноминации в Республике Алтай, а также, в этом году, этнографами завершается трехгодичный проект

Депутат Республики Алтай Аржан Иташев согласился с мнением Министра образования и науки РА о важности экспертизы учебно-методических пособий и предложил отразить данный вопрос в резолюции "круглого стола".

С заключительным словом к участникам "круглого стола" обратился Председатель ГС-ЭК РА Иван Белеков. Спикер выразил удовлетворение организацией и проведением "круглого стола". По его мнению, это-начало наших больших законодательных, правовых действий в данной сфере.

"Надо вместе с Правительством выходить на разработку этой стратегии государственной политики, сегодня, все говорили об этом, чтобы она была наполнена конкретными действиями, планом работы", -считает И.Белеков.

Председательствующий Виктор Ромашкин заверил участников "круглого стола", что все предложения и замечания в проект резолюции будут внимательно изучены. «Я думаю, что все выступающие, сегодня-едины, что Республика Алтай, это-уже традиционно, в межнациональных отношениях–устойчивый, спокойный регион нашей России», -заключил председатель парламентского комитета.

* * *

Рекомендации "круглого стола" по вопросу: «О ходе реализации в Республике Алтай Указа Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики до 2025 года».

Республика Алтай–один из регионов Российской Федерации, который отличается своей устойчивой, стабильной общественно-политической ситуацией в сфере межнациональных отношений. В республике, по результатам последней переписи населения 2010 года, зарегистрированы представители 91 национальности, в т.ч.: 55,68%-русских, 33,38%-алтайцев, 6,07%-казахов.

Участники "круглого стола" отмечают, что устойчивая общественно-политическая ситуация, главным образом, является заслугой народов, проживающих на территории Республики Алтай, и, в меньшей степени, результатом регулирования межнациональных отношений органами власти республики.

В последнее время, наметилась тенденция к улучшению этой ситуации: органами власти Республики Алтай принимаются меры по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19.12.2012г. №1666 «О стратегии государственной национальной политики до 2025 года». Созданы специальные структуры при органах законодательной и исполнительной власти республики, призванные обеспечить реализацию государственной национальной политики в Республике Алтай и создание качественной нормативной базы в этой области общественных отношений.

Учитывая ситуацию, складывающуюся на международной арене, а также общественно-политическую обстановку в стране, обусловленную в т.ч. и экономическими факторами, органам государственной власти Республики Алтай необходимо уделять особое внимание развитию и укреплению межнационального мира и согласия в регионе и развивать культурные связи с соседними государствами на основе общности культурно-исторических евразийских традиций.

В настоящее время, назрела необходимость консолидации отдельных правовых норм, регулирующих сферу межнациональных отношений, содержащихся в различных нормативных правовых актах Республики Алтай, и выработать, на их основе, единую Стратегию национальной политики Республики Алтай.

Принимая во внимание актуальность обсуждаемых на "круглом столе" вопросов, для сохранения межнационального мира и согласия в регионе, а также целостности Российской Федерации, участники "круглого стола" считают необходимым принять следующие рекомендации:

1.Государственному Собранию–Эл Курултай Республики Алтай:

1)проанализировать федеральное и республиканское законодательство в сфере национальной политики, в целях систематизации республиканского законодательства в этой сфере и выработки законодательно-правовых решений на уровне Республики Алтай;

2)рекомендовать Комитету Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай по образованию, культуре, спорту, молодежной политике, общественным объединениям и средствам массовой информации обобщить предложения общественных организаций по созданию в Республике Алтай Евразийского культурного центра, на базе которого планируется формирование модели новой духовной цивилизации;

3)усилить парламентский контроль за использованием средств республиканского бюджета Республики Алтай, направляемых на финансирование мероприятий в сфере национальной политики;

4)в рамках полномочий осуществлять меры, направленные на обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации, защиту прав всех этнических групп в Республике Алтай;

5)в целях сохранения, изучения, развития и расширения сфер применения государственных языков субъектов Российской Федерации, выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (от 25.10.1991г. №1807-1), предусматривающих реализацию государственной языковой политики, на основе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации.

2.Правительству Республики Алтай:

1)в целях реализации Стратегии государственной национальной политики, разработать и принять государственную программу Республики Алтай;

2)разработать и утвердить План мероприятий на 2016-2019г.г. по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19.12.2012г. №1666 «О стратегии государственной национальной политики до 2025 года»;

3)осуществлять на постоянной основе мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Республики Алтай;

4)во взаимодействии с органами прокуратуры Республики Алтай и МВД по Республике Алтай, органами местного самоуправления в Республике Алтай продолжить работу по противодействию экстремистской деятельности, путем осуществления профилактических, в т.ч. воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремизма, проведение правового просвещения населения в рамках пропаганды национального единства и профилактики экстремистских проявлений;

5)организовать с начала 2016 года факультативное обучение в г.Горно-Алтайске детей казахской национальности родному языку;

6)организовать обучение руководителей республиканских органов государственной власти, местного самоуправления и учреждений Республики Алтай основам межнациональной политики и укрепления межнациональных отношений;

7)рассмотреть вопрос о проведении в учебных заведениях республики занятий по начальной военной подготовке;

8)использовать потенциал средств массовой информации в пропаганде межнационального мира и согласия, предотвращении проявлений экстремизма.

3.Органам местного самоуправления в Республике Алтай осуществлять активную разъяснительную и пропагандистскую работу в муниципальных образовательных учреждениях, направленную на недопущение экстремизма в молодежной среде, в т.ч. и в сети Интернет, пропаганду гражданского мира и согласия.

 

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)

c_200_150_16777215_00_images_stories_2015_kruglstol_26.05.15_dvoe.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2015_kruglstol_26.05.15_stl.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2015_kruglstol_26.05.15_gal2.jpg c_200_250_16777215_00_images_stories_2015_kruglstol_26.05.15_bel.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2015_kruglstol_26.05.15_rom.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2015_kruglstol_26.05.15_konchev.jpg c_200_250_16777215_00_images_stories_2015_kruglstol_26.05.15_torbok.jpg c_200_250_16777215_00_images_stories_2015_kruglstol_26.05.15_alpim.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2015_kruglstol_26.05.15_gal1.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2015_kruglstol_26.05.15_bedyurov.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2015_kruglstol_26.05.15_stol2.jpg