c_360_250_16777215_00_images_stories_2016_krstol_25.10.16_stol1.jpgВ рамках реализации плана законопроектной, контрольной и организационной деятельности Парламента Республики Алтай на 2016 год Комитетом Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай по образованию, культуре, спорту, молодежной политике, общественным объединениям и средствам массовой информации проведен "круглый стол" на тему: «Региональная система общего образования за 25 лет: реформы, оценка состояния, прогнозы» (посвященный 25-летию со дня образования Республики Алтай).

В работе "круглого стола" приняли участие депутаты Республики Алтай, представители органов государственной власти Республики Алтай, общественных организаций Республики Алтай, средств массовой информации.

В ходе "круглого стола" выступили Председатель ГС-ЭК РА Владимир Тюлентин, председатель Комитета ГС-ЭК РА по образованию, культуре, спорту, молодежной политике, общественным объединениям и СМИ Вячеслав Уханов, Министр образования и науки Республики Алтай Алексей Бондаренко, ректор Горно-Алтайского государственного университета Валерий Бабин, директор БОУ РА «Республиканский классический лицей» Ирина Картополова, директор БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж» Ольга Облецова, председатель Молодежного парламента при Государственном Собрании–Эл Курултай Республики Алтай Артур Сабин, председатель региональной общественной организации «Женщины Алтая–Алтайдын Эпшилери» РА Светлана Полетаева, председатель общественной организации «Союз учителей–Ӱредӱчилер Бирлиги» Виктор Кыпчаков.

Участники "круглого стола" отметили, что общее образование–вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых, для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», общее образование реализуется по следующим уровням: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, на основе индивидуализации и профессиональной ориентации, содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Принятый 3 июля 1991 года Закон РСФСР «О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР» выделил наш регион в самостоятельную единицу. Горный Алтай, получив статус самостоятельного субъекта Российской Федерации, в 90-х годах XX века принимает стратегически важные документы, таких, как Концепция национальных школ Республики Алтай (1992г.), Закон Республики Алтай «О языках Республики Алтай» (1993г.), Закон Республики Алтай «Об образовании в Республике Алтай» (1999г.). В них были обозначены основные приоритетные направления дальнейшего развития системы образования Республики Алтай.

С 2000 года образование входит в состав основных приоритетов российского общества и государства. Важным стимулом, для развития региональной системы образования, послужило участие школ и учителей республики в приоритетном национальном проекте «Образование». В результате реализации данного приоритетного проекта, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», модернизации региональной системы общего образования, существенно обновлена инфраструктура школ и расширилась их самостоятельность, изменились подходы к стимулированию результативности и качества труда учителя.

Основными направлениями развития общего образования в Республике Алтай, в этот период, стали: переход на новые образовательные стандарты, совершенствование учительского корпуса, развитие школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, расширение самостоятельности общеобразовательных организаций.

Языковая политика в системе образования республики в 1990-е годы основана на Концепции национальных школ Республики Алтай. На сегодняшний день, алтайский язык преподается в 113 общеобразовательных организациях региона, учебники по алтайскому языку и литературе 1-4 классов в 2016 году вошли в федеральный перечень учебников. С 2012 по 2015 годы издано 114 наименований учебно-методической литературы по этнокультурной составляющей образований.

Вступление Республики Алтай в эксперимент по государственной итоговой аттестации выпускников средней школы, в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), с 2003 года положило начало формирования региональной системы оценки качества образования, создание института независимых экспертов и общественных наблюдателей.

В образовательных организациях развивается кадетское движение: в 2006 году открыты кадетские классы в школе-интернате, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им.Г.К.Жукова, с 2009 года организованы кадетские классы в Усть-Канской СОШ им.Ч.К.Кыдрашева, в 2011 году школа №4 г.Горно-Алтайска получила статус кадетской.

В МБОУ «Гимназия №9 г.Горно-Алтайска» открыты гендерные классы, мужской гимназический класс.

По результатам независимого мониторинга Министерства образования и науки Российской Федерации одним из лучших школ России признаны БОУ РА «Республиканская гимназия им.В.К.Плакаса», БОУ РА «Республиканский классический лицей». Высокие результаты сдачи ЕГЭ выпускниками классического лицея достигаются ежегодно на протяжении 24 лет. Данные результаты выше, чем средние показатели по России.

Вместе с тем, за последние 15 лет количество часов на спецкурсы сокращено в два раза. Выделяемые данным образовательным организациям финансовые средства недостаточны, для приобретения современного оборудования, создания необходимых условий, для инновационных идей, развития спортивного направления и выполнения норм ГТО.

Ключевой темой модернизации общего образования остается поэтапное внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). С 2011 года образовательные организации работали, в режиме перехода на ФГОС начального общего, с 2015 года идет переход ФГОС основного общего образования.

Реализация ФГОС всех уровней образования, внедрение профессионального стандарта педагога, стандарта, для детей, с ограниченными возможностями здоровья–все это требует существенного переосмысления процесса подготовки педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда.

Одним из направлений по совершенствованию подготовки будущих специалистов является необходимость современных подходов в системе профориентационной работы в образовательных учреждениях.

Заслушав и обсудив выступления, в целях реализации фундаментального и неотъемлемого права каждого ребенка на получение образования, участники "круглого стола" приняли резолюцию, в которой рекомендовали Правительству Республики Алтай:

-провести анализ нормативных правовых актов Республики Алтай, обеспечивающих реализацию прав детей на общедоступное и бесплатное общее образование и, при необходимости, разработать соответствующие проекты законов Республики Алтай, для их рассмотрения и принятия;

-продолжить работу по реализации региональной программы Республики Алтай «Содействие созданию в Республике Алтай (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы;

-разработать Государственную программу Республики Алтай по поддержке и развитию государственных языков в Республике Алтай;

-совместно с общественностью Республики Алтай обсудить проект Концепции «Развитие этнокультурного образования Республики Алтай на 2016-2020 годы», с последующим его утверждением;

-в целях эффективного сопровождения обновления содержания образования, приоритетными направлениями определить: сопровождение реализации предметных концепций «Математика», «Русский язык», «История»; выявление и развитие одаренных детей; внедрение нового формата деятельности школьной библиотеки;

-разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по привлечению и закреплению молодых педагогов в образовательных организациях и, в целом. их поддержке;

-с целью полного выполнения требований ФГОС, создать необходимые условия обучения, для обучающихся в инновационных образовательных организациях Республики Алтай;

-изучить и разработать современные подходы в вопросах профессиональной ориентации будущих выпускников общеобразовательных организаций, с учетом региональных особенностей и перспектив развития субъекта;

-осуществлять планирование строительства, реконструкций и капитальных ремонтов зданий общеобразовательных организаций в Республике Алтай. на основе оценки современным требованиями прогнозам изменения численности и сменности.

Государственному Собранию–Эл Курултай Республики Алтай предложено:

-активизировать деятельность в вопросах реализации законодательных инициатив Парламента Республики Алтай в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по направлениям развития образования, совершенствования языковой политики;

-продолжить работу по совершенствованию законодательной базы Республики Алтай в сфере образования;

-при формировании республиканского бюджета Республики Алтай на 2017 год, предусмотреть необходимые финансовые средства на строительство, реконструкцию зданий общеобразовательных организаций Республики Алтай, на горячее питание обучающихся, на содержание общеобразовательных организаций.

Органам местного самоуправления в Республике Алтай рекомендовано:

-привести муниципальные нормативные правовые акты в сфере образования в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-активизировать работу по взаимодействию с ФГБОУ «Горно-Алтайский государственный университет», БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж» в вопросах целевой подготовки студентов-педагогов (осуществление практической подготовки, на базе организаций, имеющих вакансии, заключение договоров со студентами о целевой подготовке, выплата дополнительных стипендий или предоставление иных поощрений);

-разработать комплекс мер по закреплению выпускников-педагогов на местах трудоустройства.

Средствам массовой информации в Республике Алтай предложено продолжить осуществление широкого информирования населения Республики Алтай о проводимых мероприятиях в системе образования Республики Алтай, о формировании положительного имиджа педагога и значении учительского труда.