c_360_250_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_mantyul.jpg

 

24 ноября в республиканском Парламенте, по инициативе Комитета ГС-ЭК РА по аграрной политике, экологии, природопользованию, под руководством его председателя Василия Манышева состоялся "круглый стол" на тему: «О нормативно-правовом регулировании рекреационного природопользования и задачах сохранения природных комплексов в условиях роста антропогенных нагрузок».

В мероприятии приняли участие депутаты Республики Алтай, представители региональных министерств, федеральных органов управления в регионе, особо охраняемых природных территорий, общественности и СМИ.

Председатель ГС-ЭК РА Владимир Тюлентин в своем приветственном слове отметил, что, сегодня, на повестку обсуждения поставлен один из важнейших вопросов, для нашего региона, вопрос экологической стабильности и безопасности Республики Алтай.

Нам очень важно знать, как действуют наши законы в сфере рекреационного природопользования и сохранения природных комплексов, как они исполняются, и что необходимо сделать, для улучшения ситуации, в целом.

С докладом «О нормативно-правовом регулировании рекреационного природопользования и задачах сохранения природных комплексов в условиях роста антропогенных нагрузок» выступил председатель Комитета ГС-ЭК РА по аграрной политике, экологии, природопользованию выступил Василий Манышев.

Парламентарий подробно остановился на законодательной базе регулировании рекреационного природопользования, отметив, что уникальная природа Алтая является наиболее уязвимой от увеличивающего ежегодного потока туризма. Председатель Комитета также определил ряд стратегических задач по сохранению природных комплексов региона.

В.Манышев отметил, что, с момента образования Республики Алтай, большое внимание Парламентом и Правительством Республики Алтай уделялось вопросам охраны окружающей среды. Принимались практические меры по достижению устойчивого развития, обеспечивающего баланс между решением социально-экономических проблем региона и сохранением окружающей среды.

В результате, в республике сложилась весьма репрезентативная сеть особо охраняемых природных территорий федерального, республиканского и местного уровней. Наиболее значимые из этих территорий решением Комитета Всемирного наследия в 1998 году были включены в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в составе единого территориального объекта «Золотые горы Алтая». Территория номинирована, как регион, являющийся важным и оригинальным центром биоразнообразия горных видов растений и животных в северной Азии. Мы имеем определенные обязательства перед мировым сообществом по сохранению этих природных комплексов, которые необходимо выполнять, чтобы сохранить их высокий международный статус.

Хотя Республика Алтай входит в тройку самых экологически чистых регионов России, есть обстоятельства, которые негативно влияют на экологию региона и вызывают нашу общую озабоченность. Особенно серьезное влияние на природу республики приобретают антропогенные нагрузки, в результате развития туризма.

С сожалением, парламентарий заметил, что природа становится наиболее уязвимой при увеличении ежегодного потока туристов. После высокого туристического сезона, остается много мусора, проблемы накопления и обращения которого многим или большинству участникам туристической деятельности неинтересны. Наблюдается потребительское отношение к самому источнику заработков, это не может не сказаться на привлекательности республики, в дальнейшем, для туристов. Кто захочет возвращаться в загрязненное место, где нет нормальных условий, для полноценного отдыха, рекреации.

В.Манышев считает, что туристические потоки не должны быть спонтанными, бесконтрольными. Это приводит к неравномерным нагрузкам на территорию республики, в каких-то местах антропогенное воздействие уже разрушительно, его следует ограничить различными путями.

Председатель парламентского комитета заявил, что один из путей–это развитие познавательного экологического туризма, создание развитой туристской инфраструктуры и комплекса туристских маршрутов, включающих все ООПТ Республики Алтай. Это-гибкое всестороннее регулирование туристской деятельности. В т.ч., разработка нормативов, регулирующих туристско-рекреационную деятельность на особо охраняемых природных территориях регионального значения. Таким образом, как считает депутат, мы можем перенаправлять потоки туристов в разные районы, в разные места Алтая. Способствовать их социально-экономическому развитию.

Другое направление, которое обозначил В.Манышев–изучение допустимых уровней, пределов антропогенных нагрузок на наши ООПТ и объекты Всемирного природного наследия. На основе этих данных, можно будет принимать меры по ограничению нагрузки, если она становится губительной, для природных комплексов.

В итоге, В.Манышев сформулировал две основные задачи сохранения природных комплексов республики, в условиях роста антропогенных нагрузок.

Первая-это последовательное и всестороннее развитие познавательного экологического туризма через создание соответствующей инфраструктуры, вовлечение в сферу оказания туристических услуг максимально возможного числа жителей республики и такое нормативно-правовое регулирование туризма на ООПТ, которое позволит нашим природным паркам развиваться, на основе самостоятельно заработанных средств.

Вторая задача-регулирование рекреационного природопользования через изучение допустимых нагрузок на природные комплексы и контроль за их соблюдением.

Парламентарий также отметил, что развитие природных парков Республики Алтай, напрямую, зависит от целенаправленного, поэтапного выделения бюджетных средств на их обустройство, на кадастровые работы, для постановки территорий парков на кадастровый учет, на природоохранные мероприятия. Как считает В.Манышев, в этом направлении есть подвижки, в следующем году, предусматриваются соответствующие бюджетные расходы на кадастровые работы.

О развитии особо охраняемых природных территорий республиканского значения и о государственном надзоре и контроле за объектами рекреации сообщил заместитель Министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Виктор Микьянец.

Он, в частности, отметил, что отсутствие практического опыта сказывается на деятельность инспекторов. Так, из 41 организованного выездного рейда было составлено всего 4 протокола по административному правонарушению. Также заместитель Министра подробно проинформировал присутствующих о комплексе проводимых Министерством работ по устранению последствий от негативной антропогенной нагрузки, в связи с увеличением туристического потока в особо охраняемых природных территориях.

По вопросам нормативно-правового регулирования развития туристской деятельности в Республике Алтай, развития познавательного туризма на территориях ООПТ Республики Алтай присутствующих проинформировал заместитель Министра экономического развития и туризма, инвестиций и предпринимательства Республики Алтай Алексей Мискин.

По словам Алексея Сергеевича, Министерство осуществляет мониторинг и комплексный анализ реализации нормативно-правовых актов по регулированию развития туристской деятельности. За 9 месяцев, Республику Алтай посетило 1 700тыс. туристов, основной поток-80%-пришлось на Майминский, Чемальский и Турочакский районы. На сегодняшний день, Министерство экономического развития и туризма, инвестиций и предпринимательства свою задачу в вопросе развития туризма видит во внедрении на территории региона познавательного экологического туризма, на примере опыта зарубежных стран Северной Америки и ЮАР.

На проблемы регулирования рекреационного природопользования, разработке нормативов допустимых рекреационных нагрузок и предельно допустимых изменений рекреационных ландшафтов Республики Алтай обратил внимание директор АУ РА "Алтайский региональный институт экологии" Юрий Робертус.

По его словам, за 10 лет развития туризма, можно сделать определенный вывод о том, что туризм является значительным фактором ухудшения природного ландшафта. Юрий Владимирович обозначил круг задач по регулированию нагрузок на природные комплексы.

Заместитель директора Алтайского государственного природного биосферного заповедника по экологическому просвещению Светлана Щигрева коснулась проблемы охраны Телецкого озера и акцентировала внимание на развитие экологического туризма.

По ее мнению, фактором негативного последствия на экологию является разработка месторождений полезных ископаемых и отсутствие контроля за водоохранной зоной.

Доцент кафедры геоэкологии и природопользования факультета естественно-географических наук ГАГУ Александр Минаев подробно остановился на влиянии рекреационной деятельности на природные комплексы Алтая.

По словам докладчика, из-за отсутствия нормативов допустимых рекреационных нагрузок на природные комплексы региона, происходит замусоривание и деградация отдельных природных комплексов. Также искусственное зарыбливание водоемов приводит к уничтожению местных видов и изменению экосистемы водоема. Также, из-за антропогенной нагрузки, происходят изменения поведения животных, в связи с изменением их кормовой базы, снижение запаса лекарственных растений. Использование лошадей, вездеходов, квадрациклов разрушают исконные природные тропы и дороги. Ученый предложил ряд мер по снижению антропогенной нагрузки, в т.ч. по реализации идеи устойчивого развития. По его мнению, разработка узкос-пециальных трасс, для каждого вида туризма отдельно, может сыграть положительную роль в сохранении природных ландшафтов.

Руководитель ОО "Сакральный Алтай" Зинаида Тырысова предложила законодателям разработать законы "О сохранении сакральных природных объектов", "О сохранении кедра", "О Телецком озере", также она подчеркнула важность подготовки специалистов-этнотуропреаторов.

Общественный деятель Даниил Табаев, поддерживая предложения З.Тырысовой, заявил, что, за последнее время, не было принято ни одного действенного закона по природоохранной деятельности. Он предложил принять закон "Об охране объектов Всемирного природного наследия". "Подобного прецедента, -считает выступающией, -нет ни в стране, ни в субъекте".

Депутат Республики Алтай Николай Малчинов предложил рассмотреть возможность придать организованный характер туризму на плато Укок и усилить его охранную часть.

Депутат Республики Алтай Рашид Атажанов, отметив, что на территории республики туристические услуги предоставляют около 700 объектов, предложил выслушать представителей налоговых органов о том, кто из них платит налоги и где платит.

Коллегу подержал Аскар Тулебаев сказав, что, на сегодняшний день, по факту, получается сборы ГИББД больше, чем ожидаемый результат от туризма.

После выступления участников "круглого стола", были приняты рекомендации.

В резолюции участники "круглого стола" отметили, что развитие массовых видов отдыха и туризма, в настоящее время, является одним из основных приоритетов социально-экономического развития Республики Алтай. Их локализация в горно-долинных ландшафтах, обладающих невысокой рекреационной емкостью, в сочетании с нерациональной организацией, и, нередко, запредельными рекреационными нагрузками является основным фактором ускоренной деградации природных комплексов республики, особенно, в пределах водоохранных зон р.р.Катунь, Бия, Сема, оз.оз.Телецкое, Манжерокское, Каракольские и других уникальных рекреационных территорий Республики Алтай. Некоторых объектов Всемирного природного наследия это касается в меньшей степени, из-за их труднодоступности, однако, состояние таких объектов как гор.Белуха и Телецкое озеро вызывает обоснованные опасения.

Наиболее неблагоприятная экологическая обстановка складывается в интенсивно используемой, для целей рекреации, водоохранной зоне р.Катунь в ее нижнем течении (Майминский и Чемальский районы), где, в последние годы, отдыхает более 1млн.чел. за сезон, из них-до 25% неорганизованных туристов. При этом, в настоящее время, отсутствуют нормативы допустимых рекреационных нагрузок на природные комплексы республики, а нормы, используемые лесной службой, для арендных отношений с туристическими организациями, не отвечают местным условиям.

Основополагающими подходами к решению этой негативной экологической проблемы являются развитие познавательного экологического туризма и нормативно-правовое регулирование рекреационного природопользования, в частности, разработка допустимых нагрузок на рекреационные ландшафты и надзор за их соблюдением.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники заседания рекомендовали:

I.Государственному Собранию–Эл Курултай Республики Алтай:

1.Провести анализ применения законов Республики Алтай «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай» и «О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Алтай», при необходимости, в целях совершенствования республиканского законодательства, внести изменения в данные законы.

2.При рассмотрении республиканского бюджета на очередной финансовый год, учитывать необходимость увеличения объёма расходов республиканского бюджета на обеспечение экологической безопасности.

II.Правительству Республики Алтай:

  1. В целях упорядочения рекреационного природопользования на ООПТ, продвижения экологического туризма и снижения негативных воздействий от развития туризма в Республике Алтай, рассмотреть вопросы:
  2. разработки единой стратегии развития устойчивого туризма на особо охраняемых природных территориях Республики Алтай, как это рекомендовано оценочной миссией ЮНЕСКО-МСОП 2012 года (п.11 рекомендаций);
  3. разработки единого туристического бренда, пропагандирующего экологический туризм на Алтае и в частности, на ООПТ;
  4. разработки и утверждения типовой методики оценки состояния экосистем в условиях рекреационного воздействия, на основе методических подходов пределов допустимых изменений;
  5. создания единого реестра/кадастра туристических маршрутов на ООПТ Республики Алтай и проведение оценки состояния природных экосистем и объектов;
  6. на основе проведенной оценки, разработать конкретные предложения по нормированию рекреационной нагрузки и/или обустройству рекреационной инфраструктуры на территориях ООПТ;
  7. создания общего визит-центра ООПТ Республики Алтай на въезде в регион.
  8. Внедрить в практику работы ООПТ республиканского значения обязательные меры по: мониторингу состояния туристических маршрутов и рекреационных объектов, обустройству рекреационной инфраструктуры на основе согласованных типовых решений.
  9. Создать рабочую группу/экспертный совет по развитию экологического туризма в Республике Алтай под патронажем Правительства Республики Алтай и с участием представителей Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай, Министерства природных ресурсов, экологии и природных ресурсов Республики Алтай и ООПТ.
  10. При разработке республиканского бюджета на очередной финансовый год, предусмотреть: выделение бюджетных средств на проведение оценки существующего и допустимого уровней рекреационных нагрузок на объекты Всемирного природного наследия (в первую очередь, оз.Телецкое и гор.Белуха); планомерное выделение бюджетных средств на проведение кадастровых работ по закреплению земель региональных ООПТ на праве ограниченного землепользования в государственном кадастре недвижимости, начать с объектов Всемирного природного наследия.
  11. Разработать и принять нормативные правовые акты Республики Алтай, регулирующие: допустимые нормативы рекреационных нагрузок на природные комплексы Республики Алтай, в частности, на объекты Всемирного природного наследия в Республике Алтай; нормативы, регулирующие туристско-рекреационную деятельность на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
  12. Рассмотреть вопрос о необходимости разработки комплекса туристских маршрутов, включающих все ООПТ Республики Алтай.
  13. Разработать серию типовых проектов элементов туристической инфраструктуры (кемпингов, гостевых домов, остановочных пунктов и др.) под единым брендом ООПТ регионального значения.
  14. Содействовать развитию сопутствующего туризму малого и среднего бизнеса (развитие сети мини-гостиниц, гостевых домов, крестьянско-фермерских хозяйств, традиционных промыслов и ремесел, производства экологически чистых продуктов, сувенирных изделий и др.), для чего согласовать планы развития туризма на ООПТ регионального значения с региональными и муниципальными планами экономического развития.
  15. Содействовать налаживанию партнерских связей ООПТ регионального значения с ООПТ других регионов, российскими и иностранными туристическими компаниями, общественными и другими организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма на ООПТ.
  16. В целях предотвращения разрушения и деградации почвы, инициировать создание маршрутов, для экстремального автотуризма, туризма на квадроциклах и мотоциклах (возможно. на старых, неиспользуемых, в настоящее время, лесовозных дорогах).
  17. Провести анализ состояния экосистем озер Алтая, интродуцированных туводными видами рыб и, в случае выявления негативных процессов, прекратить их зарыбление.
  18. Усилить контрольно-надзорную деятельность в водоохранной зоне рек и озер.
  19. Принять меры по организации деятельности в области обращения с отходами, регулярной очистке водоохранных зон и ООПТ республиканского значения.

III.Муниципальным районам и городскому округу:

  1. Оказать содействие в развитии на особо охраняемых природных территориях туристической инфраструктуры, сопутствующих туризму традиционных промыслов и ремесел, производству экологически чистых продуктов, сувенирных изделий.
  2. В области сельского хозяйства принять меры к снижению нагрузки на естественные кормовые угодья (особенно, вокруг населенных пунктов) через развитие полевого кормопроизводства и надлежащую организацию выпаса скота.
  3. Принять меры по организации деятельности в области обращения с отходами, регулярной очистке водоохранных зон и ООПТ республиканского значения.

IVсобо охраняемым природным территориям федерального и республиканского значения в Республике Алтай:

  1. Разработать программу развития познавательного туризма, предусматривающую организацию наиболее перспективных туристских маршрутов, развитие соответствующей инфраструктуры маршрутов (мест привалов, ночевок и т.д.), продвижение туристического продукта и привлечение местного предпринимательского сообщества к непосредственной организации туристического похода и предоставлению дополнительных услуг.
  2. Разработать правила, регулирующие поведение посетителей на ООПТ, с целью обеспечения безопасности людей и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам.
  3. Обеспечить обустройство (в т.ч. информационное) экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов, смотровых площадок, мест наблюдения за дикими животными.
  4. Разработать комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей.
  5. Обеспечить надлежащее применение ст.16 Закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай», устанавливающей административную ответственность за проезд механических транспортных средств вне дорог общего пользования на территории особо охраняемых природных территорий республиканского значения.

V.Горно-Алтайскому государственному университету:
1. Принять участие в мониторинге экосистем, подвергающихся наибольшему антропогенному прессингу, изучении основных факторов антропогенного воздействия на природную среду и историко-культурные объекты и разработке рекомендаций по сохранению и рациональному использованию ресурсов, для региональных и муниципальных органов власти, туристских и природоохранных организаций, учреждений культуры.

Завершая работу "круглого стола", Василий Манышев поблагодарил всех участников мероприятия за плодотворную и результативную работу.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)

c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_tyul.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_st1.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_manv.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_st3.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_galerka.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_kaver.jpg c_200_250_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_gpu.jpg c_200_250_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_miz.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_uch2.jpg c_200_250_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_meh.jpg c_200_250_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_mik.jpg c_200_250_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_prok.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_st2.jpg c_200_150_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_uch1.jpg c_200_250_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_yust.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2016_krstol_24.11.16_stol1.jpg