В Малом зале ГС-ЭК РА состоялся "круглый стол" на тему: «Эффективная природоохранная деятельность, как необходимое условие обеспечения экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды в Республике Алтай».
В мероприятии, наряду с депутатами, приняли участие: глава МО "Шебалинский район" Эрчим Сарбашев, Первый заместитель главы Администрации г.Горно-Алтайска Ольга Сафронова, представители республиканских министерств и ведомств.
Приветствуя участников от имени Парламента Республики Алтай заместитель Председателя Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай Михаил Терехов отметил, что парламентарии начали Год экологии заранее, прошлой осенью было проведено заседание Президиума ГС-ЭК РА по вопросам обращения отходов и "круглый стол" по вопросам нормативно-правового регулирования рекреационного природопользования и задачах сохранения природных комплексов, в условиях роста антропогенных нагрузок.
Вице-спикер в ходе своего выступления перечислил ряд принятых республиканским Парламентом законов экологической направленности: «О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области экологической экспертизы», «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Алтай», «О Красной книге Республики Алтай», «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай».
Пожелав присутствующим плодотворной работы, Михаил Алексеевич сообщил, что Парламент завершит Год экологии в декабре 2017 года "круглым столом" об организации обращения с отходами.
В республике сложился устойчивый курс на строительство зеленой экономики
С докладом об эффективной природоохранной деятельности, как необходимое условие обеспечения экологической безопасности и улучшения состояния окружающей среды в Республике Алтай, выступил председатель Комитета по аграрной политике, экологии, природопользованию Василий Манышев.
По словам Василия Карманчиновича, в области охраны окружающей среды и рационального природопользования сложилось весьма обширное законодательство. В настоящее время, на федеральном уровне разработаны и приняты доктринальные документы, практически, по всем основным видам природопользования.
"Все эти подходы к решению проблем природопользования у нас, в Республике Алтай, четко прослеживаются. В республике сложился устойчивый курс на строительство "зеленой" экономики и на использование рекреационного потенциала региона, -резюмировал выступающий. -Привлекаются инвестиции в туристическую отрасль, создаются условия, для развития сельского хозяйства, лесной и горнодобывающей отраслей, принимаются меры к модернизации производства, снижению ресурсопотребления, быстрыми темпами развивается солнечная энергетика, возрождается мелиорация земель".
По словам докладчика, у нас свыше четверти территории занято особо охраняемыми природными территориями, которые обеспечивают сохранение естественных экосистем, исходного биоразнообразия и, в целом, служат основой для сохранения природной среды. Федеральные заповедники и национальный парк не только сохраняют первозданную природу, но и, на практике, реализуют идеи биосферного развития.
Но, как сказал В.К.Манышев, несмотря на то, что мы стабильно, на протяжении многих лет, входим в тройку самых экологически чистых регионов России, несмотря на развитое природоохранное и природоресурсное законодательство, которое значительно экологизировано, а также несмотря на сложившуюся систему государственных органов, осуществляющих надзор за соблюдением данного законодательства, при использовании природных ресурсов, Республика Алтай, также как и другие регионы, сталкивается со значительными экологическими проблемами.
"Не произошло заметного улучшения ситуации в сфере обращения с отходами. Более того, развитие туристской и строительной отраслей, а также ликвидация полигонов твердых бытовых отходов в наиболее крупных населенных пунктах республики (г.Горно-Алтайск, с.Майма) привело к замусориванию водоохранных зон рек и лесных массивов", -отметил выступающий.
Поэтому, по его мнению, становится чрезвычайно важным решение вопросов организации обращения с отходами на всех участках объекта всемирного природного наследия «Золотые горы Алтая», а также мониторинг за состоянием окружающей среды. Наблюдается рост загрязнения Телецкого озера нефтепродуктами, сказывается увеличение количества судов на озере, требуется устройство набережных и систем канализования в населенных пунктах на берегу озера. Рост потока неорганизованных туристов влечет вытаптывание растительности, вырубку деревьев, эрозионные процессы, уплотнение почвы и прочее. Не прекращается нерегламентированная застройка в прибрежной полосе водных объектов. Продолжаются и незаконные рубки леса, и браконьерство.
"Порой, контрольно-надзорная деятельность ограничена нехваткой финансовых средств, у нас мало охотинспекторов, расходуются средства только в пределах выделенных субвенций, увеличить их, за счет ресбюджета, не можем, лесопользование также трудно контролировать", -сказал председатель профильного комитета. Но, по его мнению, есть проблемы, которые контрольно-надзорные органы в Республике Алтай могут и должны решать. Все зависит от их воли и компетентности сотрудников.
О свалках, борьбе с волками и о праве на свободный доступ к водным объектам
О природоохранной деятельности Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай рассказал Первый заместитель Министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Евгений Мунатов.
Докладчик подробно остановился на осуществляемых природоохранных функциях данного Министерства, также перечислил ряд проблемных аспектов.
К представителю Министерства с уточняющим вопросом о предпринимаемых мерах по отношению к несанкционированной свалке вдоль дороги Акташского сельского поселения обратился депутат Николай Малчинов. Е.Мунатов ответил, что ответственность за замусоривание несут собственники земель. Заместитель Министра привел другой пример с Майминским ДРСУ, рабочие которого остаток битума слили в землю, в результате, по решению суда, в пользу Министерства, был выплачен ущерб на сумму 200тыс.руб.
О природоохранной деятельности Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай выступил председатель Комитета Айдар Ойношев.
По его словам, на территории Республики Алтай осуществляют свою деятельность 100 охотопользователей, насчитывается более 13тыс. охотников, в результате, на душу населения наш регион, по этим показателям, выходит на одно из первых мест в СФО. В результате рейдовых проверок, с 1 января 2017 года охотинспекторами было составлено 219 протоколов об административных правонарушениях, обнаружено 36 петель и 10 капканов, задержаны 4 граждан в Усть-Коксинском районе, охотившихся на косулю на механическом транспортном средстве, применяя световые установки.
От сбора за право пользования объектами животного и растительного мира 1 760тыс.руб. поступило в федеральный бюджет, а в республиканский-более 1млн.руб.
Разговор также коснулся о борьбе с волками. По словам председателя Комитета, в текущем году идет увеличение добычи волка, в основном, за счет их щенков. Но, из-за того, что в сопредельных территориях-в Туве и в Монголии на должно уровне не налажено работа по борьбе с серыми хищниками, их численность остается на стабильно высоком уровне.
Помощник прокурора Республики Алтай Борис Акчинов, рассказывая о деятельности органов прокуратуры Республики Алтай в сфере охраны окружающей среды и природопользования, отметил, что охрана окружающей среды является одним из приоритетных направлений в деятельности республиканской прокуратуры. За 2 года выявлены около 7тыс. нарушений законодательства, привлечены 960 лиц к административной ответственности.
Представитель прокуратуры подробно остановился на ситуации вокруг Телецкого озера, где было выявлено около 50 нарушений.
Депутат Николай Малчинов поинтересовался у него о недавно нашумевшем деле по отстрелу архаров в Кош-Агачском районе, на что прокурор ответил, что, в настоящее время, идет проверка и о результатах еще рано говорить.
Заместитель руководителя Управления-начальник регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Марина Мизонова выступила с информацией об экологическом состоянии оз.Телецкое.
В т.ч. она обратила внимание на случаи нарушения прав граждан на доступ к водным объектам. Заместитель директора Алтайского биосферного заповедника Светлана Щигарева остановилась на деятельности Алтайского биосферного заповедника в сфере природоохранной деятельности.
Участники "круглого стола" высказали свое видение по обсуждаемым вопросам.
В частности, депутат Аржан Иташев предложил включить в рекомендательную часть решения "круглого стола" предложение о том, что необходимо не только наказывать, но и поощрять, по результатам общественных обсуждений, представителей, осуществляющих эколого-ориентированную деятельность. Также парламентарий предложил отразить в решении необходимость проведения в дошкольных и образовательных учреждениях работы по экологическому просвещению.
Николай Малчинов отметил, что следует через СМИ широко освещать тематику природоохранного законодательства.
Михаил Терехов предложил внести в решение предложение выйти от имени ГС-ЭК РА на федеральный уровень, с инициативой по восстановлению самостоятельного органа лесного хозяйства по борьбе с пожарами на региональном и федеральном уровнях.
По мнению Василия Манышева, необходимо обратиться в республиканское Правительство с предложением по воссозданию отдельного органа в сфере охраны окружающей среды.
В своем заключительном слове вице-спикер Михаил Терехов сказал, что, действительно, все уровни власти и общественность обращают на природоохранную деятельность большое внимание. Народы Алтая очень ответственно относятся к вопросам экологии. Приезжавшие международные комиссии по инспектированию объектов всемирного наследия ЮНЕСКО отмечали, что все объекты находятся в хорошем состоянии.
Сегодня важно уделять внимание к экологическому воспитанию, благо, что республиканский Парламент по данному направлению принял закон.
Михаил Алексеевич, еще раз, напомнил, что социальные объекты двух районов-Турочакского и Чойского можно полностью перевести на биотопливо, иначе, все свалки заполнены древесными отходами.
Итогом проведение "круглого стола" стало принятие рекомендаций, с учетом поступивших предложений в адрес Государственного Собрания-Эл Курултай, Правительства Республики Алтай, муниципальных органов власти, особо охраняемым природным территориям федерального и республиканского значения в Республике Алтай, Управлению Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.
Также в итогом решении участники "круглого стола" отметили, что, несмотря на принятые, в последнее время, меры по обеспечению безопасного обращения с отходами производства и потребления, заметного улучшения ситуации в сфере обращения с отходами не произошло.
Более того, развитие туристской и строительной отраслей, а также ликвидация полигонов твердых бытовых отходов в наиболее крупных населенных пунктах республики (г. Горно-Алтайск, с.Майма) привело к замусориванию водоохранных зон рек и лесных массивов.
Низкая культура рекреационного природопользования и чрезмерная нагрузка на отдельные ландшафты приводят к их загрязнению. Продолжается замусоривание территории, в т.ч. неорганизованными туристами, деградация отдельных природных комплексов (вытаптывание растительности, вырубка деревьев, эрозионные процессы, уплотнение почвы и прочее).
Становится чрезвычайно важным решение вопросов организации обращения с отходами на всех участках объекта Всемирного природного наследия «Золотые горы Алтая» (строительство полигонов ТКО или организация вывоза ТКО с данных территорий), а также мониторинг за состоянием окружающей среды. Наблюдается рост загрязнения Телецкого озера нефтепродуктами, сказывается увеличение количества судов на озере, требуется устройство набережных и систем канализования в населенных пунктах на берегу озера. Не прекращается нерегламентированная застройка в прибрежной полосе водных объектов.
Основополагающими подходами к решению данных экологических проблем являются биосферная модель развития региона и поддержание соответствующего правопорядка, предполагающего строгий контроль и надзор за соблюдением нормативно-правового регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды.