c_390_250_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_ter.JPGПо инициативе Комитета ГС-ЭК РА по аграрной политике, экологии, природопользованию состоялся "круглый стол" на тему: «Организация обращения отходов в Республике Алтай».

Заместитель Председателя Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай Михаил Терехов, приветствуя участников мероприятия сказал, что, сегодня, будут обсуждены аспекты реализации федерального и республиканского законодательства в сфере обращения с отходами.

На повестке дня стоит важнейшая проблема, для нашего региона-организация обращения с отходами производства и потребления.

"Год экологии в республике был очень насыщенным, Парламентом были рассмотрены и приняты базовые законы в области учреждения и ведения Красной книги Республики Алтай, экологической экспертизы и экологической культуры, воспитания и просвещения, внесены изменения в, уже действующие, законы в сфере охраны окружающей среды. Многие экологические проблемы были рассмотрены, изучены и стало понятнее, что необходимо сделать, для улучшения ситуации, в целом", -заметил Михаил Алексеевич.

С докладом "Организация обращения с отходами–первоочередная задача экологической политики государства" выступил председатель комитета ГС-ЭК РА по аграрной политике, экологии, природопользованию Василий Манышев.

"Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления приобретает все более серьёзные масштабы: на сегодняшний день, отходы являются одной из ключевых экологических проблем. Для Республики Алтай, это-пожалуй, центральная экологическая проблема, ведь ежегодно образуется свыше 400тыс.т отходов", -сообщил председатель профильного комитета.

В ходе своего выступления парламентарий отметил, что необходимо обеспечить повышение информированности жителей республики по вопросам раздельного сбора отходов, с помощью средств массовой информации, через социальную рекламу и просветительские акции.

Первый заместитель Министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай Евгений Мунатов акцентировал внимание участников встречи на деятельности Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай в сфере организации обращения с отходами.

По его словам, за истекший период 2017 года, на территории Лесного фонда РА выявлено 8 несанкционированных свалок ТБО, приняты меры по ликвидации, с вывозом в места утилизации, отходов. "Кроме того, -подчеркнул он, -открытым остается вопрос о законности предоставления услуг вывоза ЖБО на территории г.Горно-Алтайска и Майминского района. Жидкие бытовые отходы сливаются на земли лесного фонда и сельхозназначения".

Заместитель Министра регионального развития Республики Алтай Виктор Емельянов остановился на деятельности Министерства регионального развития Республики Алтай по организации деятельности с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Алтай.

"Согласно ФЗ от 29 октября 2016 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года, -заявил он. -Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу, на основании конкурсного отбора, на срок не менее 10 лет".

"На сегодняшний день, только 6 объектов размещения отходов производства и потребления, эксплуатируемых в РА, включены в государственный реестр объектов размещения отходов", -отметила заместитель руководителя Управления -начальник регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Марина Мизонова, выступая с вопросом по организации деятельности по обращению с отходами производства и потребления в Республике Алтай.

По ее мнению, передача отходов на все остальные объекты и прием от сторонних организаций является незаконным.

О проблемах организации деятельности с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Алтай, мерах принимаемых Роспотребнадзором по Республике Алтай, рассказала и.о.начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай Галина Логинова. По ее словам, по-прежнему, в сельских поселениях не отработаны схемы сбора и вывоза отходов, контейнеров и специального транспорта недостаточно.

В ходе "круглого стола" его участники поделились своими мнениями и предложениями.

Так, в обсуждении приняли участие депутаты Республики Алтай: Михаил Терехов, Вячеслав Уханов, Аскар Тулебаев, Николай Малчинов, Михаил Федькин, Айдар Тазрашев, Ася Боделукова, Евгений Асканаков, глава Турочакского района Владислав Рябченко, председатель Совета депутатов Усть-Канского района Алексей Лутцев, глава Администрации МО "Шебалинский район" Андрей Цыгулев, Первый заместитель главы Администрации г.Горно-Алтайска Ольга Сафронова.

В частности, Михаил Терехов обозначил, что свалки в Чойском и Турочакском районах на 75% забиты древесными отходами. Он предложил в постановляющую часть внести предложение о переходе учреждений социального направления районов на биотопливо.

Михаил Федькин считает, что есть необходимость обязать торговые сети, в т.ч. и «Мария–Ра» платить налог на утилизации ТБО, поскольку в цену на товары она уже вложена.

Ольга Сафронова, отмечая, что из 63тыс. жителей г.Горно-Алтайска только 18тыс. имеют договора на вывоз мусора, считает, что есть необходимость обязать остальных относиться к этому вопросу более ответственно, тем более, что данной услугой они пользуются. По ее мнению, будет логично налагать штрафные санкции на неплательщиков.

Вячеслав Уханов предложил поэтапно расписать в Дорожной карте сроки строительства ТБО в муниципальных образований, к наложению штрафов подходить более лояльно, исходя из денежных возможностей муниципальных образований. В целях сокращения мусорных отходов, на его взгляд, есть необходимость крупным торговым сетям начать решать вопрос по переходу на био- и бумажные пакеты.

В итоге, участники "круглого стола" отметили, что, несмотря на принятые, в последнее время, меры по обеспечению безопасного обращения с отходами производства и потребления, заметного улучшения ситуации в сфере обращения с отходами не произошло. Более того, развитие туристской и строительной отраслей, а также ликвидация полигонов твердых бытовых отходов в наиболее крупных населенных пунктах республики (г.Горно-Алтайск, с.Майма) привело к замусориванию водоохранных зон рек и лесных массивов.

Источниками образования отходов производства на территории республики являются предприятия различных отраслей народного хозяйства, а основным источником образования отходов потребления–жизнедеятельность местного населения, а также некоторые учреждения образования, здравоохранения, объекты рекреации и пр. Ежегодно в Республике Алтай образуется свыше 400тыс.т отходов.

В настоящее время, в Республике Алтай имеется всего лишь 6 объектов размещения отходов производства и потребления, которые включены в Государственный реестр объектов размещения отходов (передача отходов на остальные объекты является незаконной).

Обустройство большинства объектов размещения отходов не соответствует действующим санитарным нормам и правилам содержания полигонов, для твердых бытовых отходов. На них не организованы санитарно-защитные зоны, нет систем защиты окружающей среды. Их территории, за редким исключением, не обвалованы, не ограждены лесозащитными полосами, не оборудованы гидроизоляцией. Практически, на всех свалках не предусмотрен отвод талых и ливневых вод. Отходы на ряде свалок эпизодически горят, на них нередко присутствует домашний скот.

Накопление отходов производства и потребления, невозможность их своевременной утилизации влечет причинение ущерба окружающей среде и представляет угрозу здоровью населения Республики Алтай, наносит вред репутации республики как одного из самых экологически чистых субъектов Российской Федерации и снижает конкурентоспособность на рынке туристских услуг.

Участники заседания приняли рекомендации в адрес органов государственной и муниципальной в данной сфере.

В частности, Государственному Собранию–Эл Курултай Республики Алтай предложено продолжить мониторинг федерального и республиканского законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, при необходимости, внести изменения и дополнения в законодательство Республики Алтай.

Правительству Республики Алтай рекомендовано разработать и внести на рассмотрение Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай проект закона Республики Алтай о наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай в области обращения с отходами.

Также предложено разработать и принять региональную программу в области обращения с отходами в Республике Алтай, в которой предусмотреть целевые показатели по утилизации отходов и созданию объектов по обращению с отходами.

Кроме того, высшему органу исполнительной власти региона рекомендовано рассмотреть вопросы о необходимости сокращения сроков реализации предусмотренных Федеральным законом №486-ФЗ этапов переходного периода, организации раздельного сбора отходов, созданию пунктов (заводов) по их переработке, увеличению финансирования на приобретение специальной техники, надлежащему обустройству и содержанию мест размещения отходов.

При формировании республиканского бюджета Республики Алтай на очередной финансовый год, Правительству РА рекомендовано предусмотреть выделение финансовых средств на приведение полигонов ТКО в соответствие санитарным нормам, а также разработать критерии оценки деятельности и ответственности глав муниципальных образований в сфере обращения с отходами производства и потребления и
обеспечить поэтапную реализацию проекта и строительство канализационной системы в с.Майма, начав с микрорайона «Березовая роща».

Главам муниципальных образований Республике Алтай участники "круглого стола" рекомендовали организовать работу по оборудованию полигонов ТКО, в соответствии с санитарными правилами, провести обваловку, обеспечить регулярную изоляцию уплотненных слоев, провести санитарную очистку и благоустройство подъездных путей к полигонам ТБО; обеспечить проведение лабораторного производственного контроля состояния почвы, грунтовых вод и поверхностных водоемов воздуха;

Указано на необходимость организации работы по утилизации ТКО в малых населенных пунктах по упрощенной схеме (траншейная схема складирования ТКО). В числе рекомендаций: совершенствование системы сбора отходов, их сортировки на стадии сбора и максимального использования, в качестве вторичного сырья (прессование картона ПХВ и ПЭТ отходов, с последующим вывозом в места переработки); организация работы по разработке и утверждению схем сбора и утилизации твердых и жидких бытовых отходов; организация работы по определению юридических лиц, ответственных за утилизацию отходов производства и потребления, с оформлением лицензии на этот вид деятельности, определить источники и объемы финансирования, на эти цели; активизация работы административных комиссий по привлечению нарушителей правил санитарного содержания территорий к административной ответственности; усиление контроля проведения производственного лабораторного контроля на полигонах ТКО за состоянием почвы, атмосферного воздуха, грунтовых вод и поверхностных вод; усиление работы с населением по разъяснению и контролю выполнения правил благоустройства и содержания территорий.

Участники "круглого стола" отмечают необходимость начала оформления земельных участков под строительство новых полигонов, либо приведение в соответствие с действующим законодательством имеющихся отведенных мест, для размещения, захоронения отходов, при условии наличия проблем в области организации полигонов твердых коммунальных отходов.

Главам городского округа и сельских поселений в Республике Алтай рекомендовано:

  1. обеспечить выполнение правил благоустройства и санитарного содержания территорий населенных мест и регулярный контроль за их исполнением;
  2. закрепить за представителями администрации, депутатского корпуса территории, для организации ежедневного контроля за ходом уборки, благоустройства территорий, ремонтом фасадов зданий, обновлением рекламных вывесок;
  3. обеспечить составление протоколов за нарушение правил благоустройства и санитарного содержания территорий населенных мест и направление их в административные комиссии, для рассмотрения;
  4. определить юридические лица, ответственные за сбор, вывоз и утилизацию отходов производства и потребления, определить источники и объемы финансирования, на эти цели, создать структуры по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения;
  5. обеспечить приобретение достаточного количества контейнеров, для сбора бытовых отходов и мусора;
  6. обеспечить устройство бетонированных площадок, для установки контейнеров, для сбора бытовых отходов и мусора;
  7. совершенствовать системы сбора отходов, их сортировки на стадии сбора и максимального использования, в качестве вторичного сырья (прессование картона ПХВ и ПЭТ отходов, с последующим вывозом в места переработки);
  8. обеспечить приобретение дополнительного специального автотранспорта, для вывоза бытовых отходов и мусора;
  9. начать работу по разработке и утверждению Схем размещения контейнерных площадок и сбора твердых коммунальных отходов, в т.ч. крупногабаритных отходов населения;
  10. принять меры по оборудованию контейнерных площадок, в соответствии с требованиями санитарного законодательства, площадок, для выгула собак;
  11. принять меры по недопущению переполнения контейнеров на территории города, захламлению крупногабаритным мусором (холодильники, мебель, строительные отходы);
  12. принять меры по реализации проекта и строительству канализационной системы в с.Майма в срок до 01.10.2018г.

Республиканским средствам массовой информации и районным газетам предложено размещать материалы по санитарной очистке территорий, пропагандировать положительный опыт санитарного содержания территорий.

В завершение, Василий Манышев выразил всем участникам совещание большую благодарность за активное участие в обсуждении столь актуальной проблемы, как проблема обращения с отходами.

(пресс-служба ГС-ЭК РА)
c_200_150_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_stol.JPG c_200_150_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_bod.JPG c_200_150_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_manter2.JPG c_200_150_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_log.JPG c_200_150_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_lutz.JPG c_200_250_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_malch.JPG c_200_250_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_miz.JPG c_200_150_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_mun.JPG c_200_150_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_nik.JPG c_200_150_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_ryabch.JPG c_200_150_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_safr.JPG c_200_150_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_st1.JPG c_200_250_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_tzigul.JPGc_200_150_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_x1.JPGc_200_150_16777215_00_images_stories_2017_kstol_19.12.17_stol2.JPG